Микрофинансовые организации в случае просрочки требуют от заемщика погасить долг. Но могут ли то же самое требовать от его родственников, друзей и коллег? Разбираемся вместе с экспертом отдела анализа банковских услуг Банки.ру Ольгой Станчак.
Свои истории клиенты микрофинансовых организаций рассказали в «Народном рейтинге МФО». По их словам, представители компаний пишут и звонят членам семьи и коллегам.
«Через социальные сети ищут родственников и друзей. Позвонили дальним родственникам, коллегам, которые были не указаны в договоре, и требовали оплатить», — пишет Puser-97945700846.
«Звонят с частных номеров родственникам, номера которых они нашли непонятно где. Хотя имеют право звонить только по номерам, указанным в анкете. Звонят ночью, утром, пожилым родственникам. Шлют угрозы», — пишет User3130903.
Представители кредитной организации или коллекторского агентства в случае просрочки звонят своим клиентам или тем, чей телефон указан как контактный при оформлении заявки, говорит Ольга Станчак.
«Не надо впадать в панику, если вы получили такой звонок. Для начала уточните полное имя звонящего и организацию, которую он представляет. Далее выясните, по какой причине звонок поступил именно вам. Если вы являетесь созаемщиком или поручителем по просроченному кредиту, то поддержать разговор и содействовать в решении проблемы придется в любом случае, так как вы такой же участник сделки, как и основной заемщик. От разговора можно отказаться, если ваши имя и номер были указаны в качестве контактного лица или вообще не были указаны при оформлении займа», — поясняет эксперт.
При повторных звонках нужно обратиться в кредитную организацию и написать заявление о приостановке любых контактов.
«При угрозах и вымогательстве сообщить, что вы "ведете запись разговора" и вправе обратиться в полицию», — советует Ольга Станчак.
Что запрещено делать коллекторам и МФО
Как коллекторы и кредиторы могут требовать погасить долг, прописано в федеральном законе «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности». Они должны делать это «добросовестно и разумно» при личной встрече, по телефону, через текстовые и голосовые сообщения, а также по почте.
Запрещено:
применять физическую силу и угрозы, уничтожать и повреждать имущество (и угрожать этим);
оказывать психологическое давление;
унижать честь и достоинство.
Пожаловаться на МФО, которые нарушают закон, можно в ЦБ, прокуратуру или финансовому омбудсмену. Если вы столкнулись с подобной или иной проблемой при обращении в МФО, напишите в «Народный рейтинг» и поделитесь своим опытом.