Нам бы очень не хотелось говорить про пандемию, локдаун, закрытие дилеров, заводов и автосалонов, но, увы, в контексте 2020 года это просто невозможно. Поэтому почти все главные события прошедших 12 месяцев так или иначе случились под влиянием коронавируса. Но это совсем не значит, что каждый из перечисленных ниже пунктов — негативный. Вспоминаем самые важные события автомира 2020 года.
Отмена автосалонов
Ещё до пандемии коронавируса дела у автосалонов шли неважно. Во-первых, компаний-участников из года в год становилось всё меньше: сложная логистика, проектировка стендов, аренда площадей — всё это влетало автопроизводителям в копеечку, отбить которую получалось далеко не всегда. А гулять на широкую ногу ещё до новых правил жизни было непросто.
Была и другая причина упадка автосалонов — развитие альтернативных площадок. Зачем тратиться на дорогостоящие декорации в окружении конкурентов, если можно созвать несколько десятков журналистов и блогеров на камерное мероприятие в родных стенах? И оно не будет зависеть ни от дат, предложенных организаторами, ни от погоды, ни от других форс-мажоров.
И финальная причина, почему автосалоны ещё до пандемии всё чаще стали игнорироваться автопроизводителями: современные машины становятся больше похожими на гаджеты, а не механизмы, поэтому и показывать их теперь логичнее там, где аудитория больше интересуется софтом, а не хардом. Например, на выставках потребительской электроники. Так, BMW и Mercedes-Benz давно уже облюбовали выставку потребительской электроники CES, которая проходит в Лас-Вегасе.
А потом пришёл COVID-19. Под раздачу из-за него попали все крупные мировые автосалоны: Парижский, Нью-Йоркский и Женевский — отменены, Североамериканский – пока что перенесён на осень 2021 года… И лишь в Китае выставку под конец года всё-таки провели, однако по масштабу премьер она, конечно, не сравнится с довирусной эрой. Картина приняла настолько пугающий вид, что многие всерьёз задумываются: а будут ли автосалоны после пандемии?
Пока что прогноз внушает оптимизм. Например, организаторы Женевского автосалона намерены сохранить выставку, пусть и со сменой формата. Не было новостей и об отмене автосалона в Мюнхене, который должен заменить собой Франкфуртский. А вот последний своё существование официально прекратил.
Автокомпании тоже болеют
Уходящий год изрядно потрепал нервы и автопроизводителям. Но если большинство компаний просто затянули пояса, то некоторым фирмам досталось по полной программе. Например, коронакризис застал врасплох компанию Aston Martin, которая находится в «переходном периоде». Продажи просели почти на треть (и это притом, что на рынок вышел долгожданный кроссовер DBX), а независимость компании становится всё более иллюзорной: на руководящую должность назначен экс-глава Mercedes-AMG Тобиас Моэрс, а модель Valhalla может получить мерседесовскую силовую установку.
Не всё гладко и у компании McLaren. Да, фирма продолжает радовать экстремальными гиперкарами, вроде недавно представленного Sabre, но для продолжения деятельности ей пришлось взять кредит в размере 150 миллионов фунтов стерлингов у Национального банка Бахрейна. И даже эта сумма не гарантирует безоблачное существование фирмы из Уокинга: долг McLaren почти вдвое больше этой суммы. Так что компания рискует в один день остаться без коллекции своих исторических автомобилей: именно она первой пойдёт с молотка в случае неплатежеспособности McLaren.
Штормит не только маленькие автокомпании, занимающиеся спорт- и суперкарами, но и автогигантов. Концерну BMW, например, пришлось сократить 10 тысяч сотрудников в качестве меры по финансовой оптимизации, а Мерседесу — задуматься о пересмотре модельного ряда. Глава отдела исследований и разработок Mercedes-Benz Маркус Шафер считает, что нынешнее число моделей (сорок пять), двигателей и платформ — слишком велико, и что следует оставить лишь самые востребованные варианты. И сделать упор на электрокары.
В начале 2020 года почти все автомобильные предприятия закрывались на карантин. Что, конечно же, не лучшим образом повлияло на их экономическую ситуацию. Недавно было объявлено, что фирма SsangYong, входящая в группу Mahindra & Mahindra, начала процедуру банкротства. Да, у корейской фирмы дела неважно складывались и раньше, но сокрушительный удар под дых нанёс именно коронавирус: индийский конгломерат, которому принадлежат более 70 процентов акций SsangYong, отказал корейцам в финансовой поддержке на период пандемии, что и привело к банкротству.
Автопром борется с коронавирусом. И побеждает
И хотя многие автопроизводители стали «кашлять», рынок постепенно выздоравливает. Начиная с сентября продажи новых автомобилей, пускай и крошечными темпами, но растут — об этом свидетельствуют данные LMC Automotive. Положительную динамику с середины
Сами автокомпании тоже ищут способы, чтобы уберечь своих клиентов и работников от чумы 2020 года. Например, компания Ford выдала рабочим на заводе в Мичигане специальные браслеты, помогающие поддерживать безопасное расстояние, а также разработала автомобильную климатическую систему, убивающую коронавирус. Hyundai решил бороться с бактериями в машинах посредством ультрафиолета. Ну а индийский автогигант Tata начал упаковывать новые машины в пластиковые пузыри, чтобы на их поверхность и в салон не попадали микробы.
Многие автосалоны на период локдаунов перешли на дистанционный формат обслуживания. В том числе и российские. К счастью, наглядные конфигураторы серьёзно упрощают задачу покупки автомобиля мечты.
Сумасшедший автоспортивный сезон
Когда Гран-При Австралии был отменён за несколько минут до старта первой тренировки, многие опасались, что автоспортивный сезон в этом году вообще не состоится. Последующие несколько недель лишь усилили это ощущение. Но в итоге тревога сменилась эйфорией от того, что было дальше.
Сперва гонщики развлекали нас участием в онлайн-гонках и увлекательными стримами. За это время фанаты Формулы-1 узнали, что пилот Ferrari Шарль Леклер неплохо выглядит в костюме банана, Джорджу Расселу из Willians не стоит водить грузовик, а гонщик McLaren Ландо Норрис — человек слова, у которого очень плохое интернет-соединение.
Ну а к середине года гонки вышли из виртуальной реальности в настоящую. Большая часть этапов Формулы-1 прошла без болельщиков, но плотный календарь из 17 этапов, обилие неожиданных трасс и разнообразие призёров сделали сезон одним из лучших за многие годы. Одна драматическая авария Романа Грожана и выступление Джорджа Рассела на Гран-При Сахира запомнятся фанатам автоспорта надолго.
Наконец, именно в 2020-м пали несколько рекордов Михаэля Шумахера. В мире появился человек, который одержал больше побед в Гран-при, чем легендарный немец, а также сравнялся с ним по количеству чемпионских титулов. Речь, конечно же, про Льюиса Хэмилтона, который выиграл седьмое чемпионство и, кажется, не намерен останавливаться.
Не менее эффектным получился и чемпионат Формулы-2, где чемпион не был известен до последнего этапа. Российские пилоты Роберт Шварцман, Никита Мазепин и Артём Маркелов заняли по итогам сезона четвёртое, пятое и восемнадцатое места соответственно, причём Никите посчастливилось по итогам сезона попасть в Формулу-1. Со следующего сезона он будет выступать за команду Haas, где его напарником станет чемпион Формулы-2 Мик Шумахер — сын всё того же Михаэля Шумахера.
А каким красивым получился марафон «24 часа Ле-Мана», который в
Слияние FCA и PSA
Разговоры о том, что концерны FIAT-Chrysler (FCA Automobiles) и Peugeot-Citroen и Opel (PSA Group) могут стать единым целым, появились ещё в конце прошлого года. Но реальные шаги навстречу друг другу начались лишь в
Новый мегаконцерн получил название Stellantis. Имя образовано от латинского слова «stello», что в переводе означает «сиять звёздами». Осенью был представлен логотип альянса, а также озвучены сроки окончания сделки: процесс объединения должен завершиться в первом квартале 2021 года.
Однако, согласно последним сообщениям, обе стороны намерены завершить сделку как можно быстрее. Поэтому уже в январе
Легендарные модели «по-новому»
Кто из нас в 2020-м не говорил фразу «раньше было лучше»? Ведь раньше-то и правда было лучше. Автопроизводители, словно предвосхитив будущие настроения аудитории, ударились в ностальгию чуть раньше и к 2020 году возродили несколько старых моделей.
Прежде всего, речь идёт о внедорожниках со знакомыми именами. Ford выкатил целых две версии нового Bronco, Chrysler — Jeep Grand Wagoneer, а General Motors — брутальный электропикап GMC Hummer EV, который точно не даст почивать на лаврах хайповому Tesla Cybertruck. Вообще, этот год был очень богат на электрокары, но сама тенденция вполне предсказуема. И всё же в минувшем году увлекались не только «зелёными» машинами.
После компромиссной Supra никто не ожидал, что Toyota выкатит максимально олдскульный «горячий» хэтчбек с полным приводом, механической коробкой передач и кузовом, который не имеет почти ничего общего с гражданской версией. Но они решились и растопили сердца старых петролхэдов: Toyota GR Yaris стала в узких кругах одной из самых обсуждаемых машин 2020 года.
Привлёк к себе внимание и рестомод Volvo P1800 Cyan, созданный на базе шведского купе
... 500 километров в час на дорожном автомобиле
В этой истории до сих пор больше вопросов, чем ответов, но уже сейчас можно точно сказать: 500 километров в час на автомобиле для дорог общего пользования — это реально. Ведь ещё в прошлом году Bugatti Chiron, пусть и серьёзно модифицированный, развил более 490 км/ч.
Осенью 2020-го гиперкар SSC Tuatara смог разогнаться до 508,7 километра в час. Правда, косвенные признаки намекали на то, что американский гиперкар двигается медленнее, чем показывают приборы. В итоге компания пообещала повторить заезд и… Tuatara смогла развить лишь 404 километра в час — зато всего на шести цилиндрах из восьми. Дело в том, что во время второго заезда из-за перегрева отказали две свечи зажигания. Но в SSC планируют третью попытку в
Но будет ли SSC Tuatara новым королём гиперкаров? Посмотрим. Koenigsegg Jesko Absolut и Hennessey Venom F5 ещё не сказали своё слово.
Смерть старейшего двигателя V8
Своё последнее слово в прошедшем году сказал старейший V8 на планете. Двигатель
Подумать только: в 1959 году, когда мотор дебютировал на Bentley S2, он развивал всего 180 лошадиных сил. Правда, тогда и его рабочий объём был «всего» 6,2 литра. Лишь к 1971 году рабочий объём вырос до канонических 6,75 литра, а в 1982 году добавил наддув.
В своей последней итерации L410HT битурбированный двигатель выдавал 537 л.с. и 1100 Н·м. Это была красивая история.
Большие перемены в России
Пора вспомнить и о том, что изменилось в России в 2020 году. Во-первых, в РФ случился дефицит новых автомобилей. Причины банальны: простой автозаводов из-за пандемии, усложнившаяся логистика, рост валют... Но, как считают эксперты, уже в следующем году ситуация должна наладиться.
Во-вторых, в стране вновь изменились водительские права, а на все новые автомобили в обязательном порядки начали выдать ЭПТС.
В-третьих, произошли серьёзные кадровые изменения на АвтоВАЗе. Новость номер один: пост главного дизайнера покинул Стив Маттин — человек, который позволил внешности автомобилей Lada войти в XXI век. Его место занял Жан-Филипп Салар, ответственный за внешность обновлённого Дастера и Logan/Sandero последнего поколения. Новость вторая: после того, как АвтоВАЗ выкупил 50 процентов совместного предприятия «GM-АвтоВАЗ», «Нива» вернулась домой и серьёзно видоизменилась. Не за горами и рестайлинг Весты.
Однако Нива — не единственный российский актив, которого лишился General Motors в