04.02.2021 20:19

Итоги-2020: главные события автомобильного мира

Итоги-2020: главные события автомобильного мира

Нам бы очень не хотелось говорить про пандемию, локдаун, закрытие дилеров, заводов и автосалонов, но, увы, в контексте 2020 года это просто невозможно. Поэтому почти все главные события прошедших 12 месяцев так или иначе случились под влиянием коронавируса. Но это совсем не значит, что каждый из пере­численных ниже пунктов — негативный. Вспоминаем самые важные события автомира 2020 года.

Отмена автосалонов

Ещё до пандемии коронавируса дела у автосалонов шли неважно. Во-первых, компаний-участников из года в год становилось всё меньше: сложная логистика, проектировка стендов, аренда площадей — всё это влетало авто­произ­водителям в копеечку, отбить которую получалось далеко не всегда. А гулять на широкую ногу ещё до новых правил жизни было непросто.

Итоги-2020: главные события автомобильного мира
Итоги-2020: главные события автомобильного мира
Итоги-2020: главные события автомобильного мира
Итоги-2020: главные события автомобильного мира
Итоги-2020: главные события автомобильного мира
15

Была и другая причина упадка автосалонов — развитие альтер­нативных площадок. Зачем тратиться на дорого­стоящие декорации в окружении конкурентов, если можно созвать несколько десятков журна­листов и блогеров на камерное меро­приятие в родных стенах? И оно не будет зависеть ни от дат, предло­женных организа­торами, ни от погоды, ни от других форс-мажоров.

И финальная причина, почему автосалоны ещё до пандемии всё чаще стали игнори­роваться автопроиз­водите­лями: современные машины становятся больше похожими на гаджеты, а не механизмы, поэтому и показывать их теперь логичнее там, где аудитория больше интересу­ется софтом, а не хардом. Например, на выставках потребитель­ской электроники. Так, BMW и Mercedes-Benz давно уже облюбовали выставку потребитель­ской электроники CES, которая проходит в Лас-Вегасе.

А потом пришёл COVID-19. Под раздачу из-за него попали все крупные мировые автосалоны: Парижский, Нью-Йоркский и Женевский — отменены, Северо­американский – пока что перенесён на осень 2021 года… И лишь в Китае выставку под конец года всё-таки провели, однако по масштабу премьер она, конечно, не сравнится с довирусной эрой. Картина приняла настолько пугающий вид, что многие всерьёз задумы­ваются: а будут ли автосалоны после пандемии?

Пока что прогноз внушает оптимизм. Например, организаторы Женевского автосалона намерены сохранить выставку, пусть и со сменой формата. Не было новостей и об отмене автосалона в Мюнхене, который должен заменить собой Франкфуртский. А вот последний своё существо­вание официально прекратил.

Автокомпании тоже болеют

Уходящий год изрядно потрепал нервы и автопроиз­водителям. Но если большин­ство компаний просто затянули пояса, то некоторым фирмам досталось по полной программе. Например, корона­кризис застал врасплох компанию Aston Martin, которая находится в «переходном периоде». Продажи просели почти на треть (и это притом, что на рынок вышел долго­жданный кроссовер DBX), а незави­симость компании становится всё более иллюзорной: на руково­дящую должность назначен экс-глава Mercedes-AMG Тобиас Моэрс, а модель Valhalla может получить мерседе­совскую силовую установку.

Aston Martin DBX
Aston Martin DBX
Aston Martin Valhalla
Aston Martin Valhalla
McLaren Sabre
McLaren Sabre
SsangYong Rexton
SsangYong Rexton
18

Aston Martin DBX

Не всё гладко и у компании McLaren. Да, фирма продолжает радовать экстремаль­ными гиперкарами, вроде недавно представ­ленного Sabre, но для продол­жения деятель­ности ей пришлось взять кредит в размере 150 миллионов фунтов стерлингов у Националь­ного банка Бахрейна. И даже эта сумма не гаранти­рует безоблачное суще­ствование фирмы из Уокинга: долг McLaren почти вдвое больше этой суммы. Так что компания рискует в один день остаться без коллекции своих истори­ческих автомо­билей: именно она первой пойдёт с молотка в случае неплатеже­способности McLaren.

Штормит не только маленькие авто­компании, занима­ющиеся спорт- и суперкарами, но и авто­гигантов. Концерну BMW, например, пришлось сократить 10 тысяч сотруд­ников в качестве меры по финансо­вой оптимизации, а Мерседесу — задуматься о пере­смотре модельного ряда. Глава отдела исследо­ваний и разработок Mercedes-Benz Маркус Шафер считает, что нынешнее число моделей (сорок пять), двигателей и платформ — слишком велико, и что следует оставить лишь самые востребо­ванные варианты. И сделать упор на электрокары. 

В начале 2020 года почти все автомо­бильные пред­приятия закрыва­лись на карантин. Что, конечно же, не лучшим образом повлияло на их экономи­ческую ситуацию. Недавно было объявлено, что фирма SsangYong, входящая в группу Mahindra & Mahindra, начала процедуру банкротства. Да, у корейской фирмы дела неважно склады­вались и раньше, но сокруши­тельный удар под дых нанёс именно коронавирус: индийский конгло­мерат, которому принад­лежат более 70 процентов акций SsangYong, отказал корейцам в финансовой поддержке на период пандемии, что и привело к банкротству.

Автопром борется с коронавирусом. И побеждает

И хотя многие автопроизводители стали «кашлять», рынок постепенно выздорав­ливает. Начиная с сентября продажи новых автомо­билей, пускай и крошечными темпами, но растут — об этом свидетель­ствуют данные LMC Automotive. Положитель­ную динамику с середины 2020-го показывает и россий­ский рынок. И хотя по итогам года глобальные продажи новых автомо­билей будут ниже на 15–20 процентов, чем в 2019-м, рынок, кажется, пока справляется с непростым испытанием. К тому же страх перед новой заразой стимулирует людей к покупке личных авто­мобилей, потому что в них шанс инфици­роваться гораздо меньше, чем в общественном транс­порте или каршеринге.

Итоги-2020: главные события автомобильного мира
Итоги-2020: главные события автомобильного мира
Итоги-2020: главные события автомобильного мира
Итоги-2020: главные события автомобильного мира
Итоги-2020: главные события автомобильного мира
15

Сами автокомпании тоже ищут способы, чтобы уберечь своих клиентов и работников от чумы 2020 года. Например, компания Ford выдала рабочим на заводе в Мичигане специальные браслеты, помогающие поддер­живать безопасное рас­стояние, а также разра­ботала автомо­бильную климатическую систему, убивающую коронавирус. Hyundai решил бороться с бактериями в машинах посред­ством ультра­фиолета. Ну а индийский автогигант Tata начал упаковы­вать новые машины в пластиковые пузыри, чтобы на их поверх­ность и в салон не попадали микробы.

Многие автосалоны на период локдаунов перешли на дистанци­онный формат обслужи­вания. В том числе и российские. К счастью, наглядные конфигура­торы серьёзно упрощают задачу покупки автомобиля мечты.

Сумасшедший автоспортивный сезон

Когда Гран-При Австралии был отменён за несколько минут до старта первой тренировки, многие опасались, что авто­спортивный сезон в этом году вообще не состоится. Последующие несколько недель лишь усилили это ощущение. Но в итоге тревога сменилась эйфорией от того, что было дальше.

Сперва гонщики развлекали нас участием в онлайн-гонках и увлекатель­ными стримами. За это время фанаты Формулы-1 узнали, что пилот Ferrari Шарль Леклер неплохо выглядит в костюме банана, Джорджу Расселу из Willians не стоит водить грузовик, а гонщик McLaren Ландо Норрис — человек слова, у которого очень плохое интернет-соединение.

Ну а к середине года гонки вышли из виртуаль­ной реаль­ности в настоящую. Большая часть этапов Формулы-1 прошла без болельщиков, но плотный календарь из 17 этапов, обилие неожиданных трасс и разно­образие призёров сделали сезон одним из лучших за многие годы. Одна драмати­ческая авария Романа Грожана и выступление Джорджа Рассела на Гран-При Сахира запомнятся фанатам автоспорта надолго.

Льюис Хэмилтон выиграл Гран-При Великобритании на трёх колёсах
Болид Романа Грожана после аварии на Гран-При Сахира. Пилот отделался ожогами конечностей
Авария Роя Ниссани и Мика Шумахера
Экипаж Toyota с порядковым номером «8» (Казуки Накадзима, Себастьян Буэми, Брендон Хартли) выигрывает марафон «24 часа Ле-Мана»
14

Льюис Хэмилтон выиграл Гран-При Великобритании на трёх колёсах

Наконец, именно в 2020-м пали несколько рекордов Михаэля Шумахера. В мире появился человек, который одержал больше побед в Гран-при, чем легендарный немец, а также сравнялся с ним по количеству чемпионских титулов. Речь, конечно же, про Льюиса Хэмилтона, который выиграл седьмое чемпион­ство и, кажется, не намерен останавливаться.

Не менее эффектным получился и чемпионат Формулы-2, где чемпион не был известен до последнего этапа. Российские пилоты Роберт Шварцман, Никита Мазепин и Артём Маркелов заняли по итогам сезона четвёртое, пятое и восемнад­цатое места соответ­ственно, причём Никите посчастли­вилось по итогам сезона попасть в Формулу-1. Со следующего сезона он будет выступать за команду Haas, где его напарником станет чемпион Формулы-2 Мик Шумахер — сын всё того же Михаэля Шумахера.

А каким красивым получился марафон «24 часа Ле-Мана», который в 2020-м прошёл в сентябре, а не в июне! Из-за переменчивой осенней погоды и холодного асфальта пилотам пришлось по-новому адаптиро­ваться и к трассе, и к машинам, а победа досталась Тойоте.

Слияние FCA и PSA

Разговоры о том, что концерны FIAT-Chrysler (FCA Automobiles) и Peugeot-Citroen и Opel (PSA Group) могут стать единым целым, появились ещё в конце прошлого года. Но реальные шаги навстречу друг другу начались лишь в 2020-м. Поговаривают, что причиной затянув­шегося объеди­нения стала бюрократия: стороны несколько раз пере­писывали соглашения в сопровож­дении армии юристов. В резуль­тате получился документ объёмом 714 страниц (!), согласно которому (если вкратце) PSA Group приобретает FCA Automobiles.

Citroën C4
Citroën C4
Peugeot 5008
Peugeot 5008
Fiat 500 Cabrio
Fiat 500 Cabrio
Dodge Durango SRT Hellcat
Dodge Durango SRT Hellcat
18

Citroën C4

Новый мегаконцерн получил название Stellantis. Имя образовано от латинского слова «stello», что в переводе означает «сиять звёздами». Осенью был представлен логотип альянса, а также озвучены сроки окончания сделки: процесс объединения должен завер­шиться в первом квартале 2021 года.

Однако, согласно последним сообщениям, обе стороны намерены завершить сделку как можно быстрее. Поэтому уже в январе 2021-го созвездие Stellantis должно засиять в полную силу. Кажется, что совсем скоро за мировое господство на авторынке с Volkswagen и Toyota будет бороться ещё одна гигантская корпорация, в которую входят сразу несколько успешных на разных рынках марок — включая легендарный Jeep.

Легендарные модели «по-новому»

Кто из нас в 2020-м не говорил фразу «раньше было лучше»? Ведь раньше-то и правда было лучше. Автопроизводители, словно предвосхитив будущие настроения аудитории, ударились в ностальгию чуть раньше и к 2020 году возродили несколько старых моделей.

Ford Bronco
Ford Bronco
Ford Bronco
Ford Bronco Sport
Ford Bronco Sport
Jeep Grand Wagoneer
GMC Hummer EV
GMC Hummer EV
Toyota GR Yaris
Toyota GR Yaris
Volvo P1800 Cyan
Volvo P1800 Cyan
112

Ford Bronco

Прежде всего, речь идёт о внедорожниках со знакомыми именами. Ford выкатил целых две версии нового Bronco, Chrysler — Jeep Grand Wagoneer, а General Motors — брутальный электропикап GMC Hummer EV, который точно не даст почивать на лаврах хайповому Tesla Cybertruck. Вообще, этот год был очень богат на электрокары, но сама тенденция вполне пред­сказуема. И всё же в минувшем году увлекались не только «зелёными» машинами.

После компромиссной Supra никто не ожидал, что Toyota выкатит максимально олдскульный «горячий» хэтчбек с полным приводом, механиче­ской коробкой передач и кузовом, который не имеет почти ничего общего с гражданской версией. Но они решились и растопили сердца старых петролхэдов: Toyota GR Yaris стала в узких кругах одной из самых обсуждаемых машин 2020 года.

Привлёк к себе внимание и рестомод Volvo P1800 Cyan, созданный на базе шведского купе 1960-х годов. Гоночная команда Cyan Racing полностью пере­потрошила классический P1800, оснастив его гоночной рядной «четвёркой» с наддувом от Volvo TC1, подвеской на двойных поперечных рычагах, пятиступен­чатой «механикой» и широченными шинами. Кто бы мог подумать, что в 2020-м появятся настолько крутые тачки, не правда ли? Которые смогут добиться совершенно новых высот...

... 500 километров в час на дорожном автомобиле

В этой истории до сих пор больше вопросов, чем ответов, но уже сейчас можно точно сказать: 500 километров в час на автомобиле для дорог общего пользования — это реально. Ведь ещё в прошлом году Bugatti Chiron, пусть и серьёзно модифицированный, развил более 490 км/ч.

2020 SSC Tuatara
2020 SSC Tuatara
2020 SSC Tuatara
Koenigsegg Jesko Absolut
Koenigsegg Jesko Absolut
Koenigsegg Jesko Absolut
Hennessey Venom F5
Hennessey Venom F5
Hennessey Venom F5
19

2020 SSC Tuatara

Осенью 2020-го гиперкар SSC Tuatara смог разогнаться до 508,7 километра в час. Правда, косвенные признаки намекали на то, что американский гиперкар двигается медленнее, чем показывают приборы. В итоге компания пообещала повторить заезд и… Tuatara смогла развить лишь 404 километра в час — зато всего на шести цилиндрах из восьми. Дело в том, что во время второго заезда из-за перегрева отказали две свечи зажигания. Но в SSC планируют третью попытку в 2021-м. И есть ощущение, что она будет успешной.

Но будет ли SSC Tuatara новым королём гиперкаров? Посмотрим. Koenigsegg Jesko Absolut и Hennessey Venom F5 ещё не сказали своё слово.

Смерть старейшего двигателя V8

Своё последнее слово в прошедшем году сказал старейший V8 на планете. Двигатель L-серии Rolls-Royce/Bentley с различными измене­ниями выпускался с 1959 года, но в 2020 году его жизнь подошла к концу. Последней моделью, на которую устанав­ливался этот 6,75-литровый ветеран, был Bentley Mulsanne. Он, кстати, тоже отошёл от дел, временно уступив место флагмана Bentley Continental Flying Spur.

Bentley Mulsanne
Bentley Mulsanne "6.75 Edition"
Bentley Mulsanne "6.75 Edition"
 Bentley Mulsanne "6.75 Edition"
Bentley Mulsanne "6.75 Edition"
Bentley Mulsanne "6.75 Edition"
Bentley Flying Spur
19

Подумать только: в 1959 году, когда мотор дебютировал на Bentley S2, он развивал всего 180 лошадиных сил. Правда, тогда и его рабочий объём был «всего» 6,2 литра. Лишь к 1971 году рабочий объём вырос до канонических 6,75 литра, а в 1982 году добавил наддув.

В своей последней итерации L410HT битурбиро­ванный двигатель выдавал 537 л.с. и 1100 Н·м. Это была красивая история.

Большие перемены в России

Пора вспомнить и о том, что изменилось в России в 2020 году. Во-первых, в РФ случился дефицит новых автомо­билей. Причины банальны: простой авто­заводов из-за пандемии, усложнив­шаяся логистика, рост валют... Но, как считают эксперты, уже в следующем году ситуация должна наладиться.

Во-вторых, в стране вновь изменились водительские права, а на все новые авто­мобили в обязательном порядки начали выдать ЭПТС.

В-третьих, произошли серьёзные кадровые изменения на АвтоВАЗе. Новость номер один: пост главного дизайнера покинул Стив Маттин — человек, который позволил внешности автомо­билей Lada войти в XXI век. Его место занял Жан-Филипп Салар, ответ­ственный за внешность обновлённого Дастера и Logan/Sandero последнего поколения. Новость вторая: после того, как АвтоВАЗ выкупил 50 процентов совместного предприятия «GM-АвтоВАЗ», «Нива» вернулась домой и серьёзно видо­изменилась. Не за горами и рестайлинг Весты.

Стив Маттин
Жан-Филипп Салар
14

Однако Нива — не единственный российский актив, которого лишился General Motors в 2020-м: российский завод GM в Шушарах отныне принад­лежит Hyundai. Кажется, совсем скоро корейских машин в России будет ещё больше.