Среднестатистический российский автомобилист переобувает свою машину дважды в год. При этом сами шины отнюдь не всегда удостаиваются должного внимания, а ведь от их состояния в значительной степени зависит активная безопасность на дороге. Кто-то предпочитает экономить, покупая самые дешевые модели. Другие, напротив, без раздумий платят за самые дорогие шины Nokian или Continental, доверяя их постоянным победам в сравнительных тестах. Конечно, каждый соотносит выбор со своими финансовыми возможностями, но лучше все-таки не приобретать автомобильную обувь из низшей ценовой категории. Как минимум – проверьте, участвовала ли она в больших тестах авторитетных изданий, и как себя в них проявила.
Однако все шинные тесты проводятся только для новой резины. На такой все мы ездим, в лучшем случае, один сезон. А потом качества шин неизбежно начинают ухудшаться, и это справедливо для абсолютно всех моделей. Полноценные ресурсные тесты не может себе позволить ни одно автомобильное СМИ. Это требует колоссальных затрат времени и финансов, ведь весь пробег разные покрышки на разных машинах должны пройти в абсолютно идентичных условиях. Вот и оказывается, что предел использования шин должен определять сам хозяин автомобиля.
Отечественные ГОСТ 4754-97 и ГОСТ 5513-97 определяют срок использования шин в пять лет с даты их изготовления. Перестраховки тут нет, это адекватный период. Начнем с того, что при активной эксплуатации к этому возрасту протектор уже износится до предела на подавляющем большинстве моделей. Но даже если этого не произойдет, покрышки намекнут на свой возраст другими способами. Их два. Первый – потрескавшаяся резина. Куда уж нагляднее? Автомобильная обувь постоянно находится в агрессивной среде и страдает от нее. Так что после нескольких лет работы вполне имеет право утратить товарный вид.
Второй сигнал о необходимости замены – биение при движении. Вы, конечно, можете заехать на шиномонтаж и отбалансировать колеса, вот только дело тут, скорее всего, будет не в дисках. На возрастных шинах металлический каркас утрачивает прочность и идет «винтом». Визуально покрышка целая и ровная, однако в движении все тут же проявляется. Не ждите, пока биение убьет элементы подвески. Лучше раскошельтесь на новый комплект резины – дешевле выйдет.
Так что больше пяти (максимум – шести) лет ездить на одном комплекте не стоит. Возраст узнать очень просто. У подавляющего большинства производителей он указан на внешней боковине шины в виде четырехзначного числа в овале. Первые две цифры обозначают неделю выпуска, вторые – год.
Досрочно отправить шину на помойку могут заставить ее повреждения. Мелкие проколы – дело житейское, хотя и их необходимо качественно ремонтировать. Иначе будете в лучшем случае постоянно подкачивать пострадавшее колесо, а в худшем рискуете потерять управление на скорости. А вот серьезные боковые порезы и «выщерблены» на протекторе уже являются поводом задуматься о замене резины. При их наличии ни один бренд не будет гарантировать вам безопасность. Даже если повреждение возникло на совсем новом колесе.
Из этой же серии неравномерный износ протектора. Его причина – неисправность в ходовой части, неправильный сход-развал. Понятно, что шина, на которой фактически отсутствует треть (а то и половина) ширины протектора нормально работать уже не может. От такой надо избавляться.
Если ваши покрышки еще не достигли критического возраста, и их обошли стороной внеплановые повреждения, ориентируйтесь по степени износа протектора. Его остаточная высота четко регламентирована: 1,6 миллиметра для летних шин, четыре миллиметра для зимних, работающих в более тяжелых условиях. При измерениях можно использовать специальный прибор, который можно купить в магазине автозапчастей: стоит недорого.
Реально обойтись и без дополнительных трат. На каждой шине есть индикаторы износа. Это расположенные внутри канавок протектора поперечные бугорки. Когда выступающая часть рисунка сотрется и сравняется с ними по высоте, пора в шинный магазин. На некоторых моделях используются дополнительные способы контроля. Например, финны из Nokian нарезают в протекторе ряд цифр разной глубины. На новой шине будут четко видны все вплоть до «восьмерки» или «десятки», а вот когда исчезнет «четверка», готовьте кошелек. Иные намекают на необходимость замены исчезающей частью рисунка. Некоторые канавки прорезаны не так глубоко, как остальные, и при чрезмерном износе их перестает быть видно.
А вот цветные полосы вдоль протектора никакого отношения к степени износа покрышки не имеют. Это своеобразный штрих-код. Дело в том, что при хранении на складах шины стоят вертикально или сложены в стопки. Боковину, где указаны размерность и модель, оператору не видно. Вот он и ориентируется по маркировке на протекторе.
Тянуть с заменой шин, как сезонной, так и по сроку службы, мы настоятельно не рекомендуем. Если вы еще не переобулись на «лето», при смене колес обратите внимание на их состояние. Безопаснее будет и вам, и окружающим.