История подушки безопасности насчитывает не один десяток лет. Главной целью этого гуманного устройства является спасение жизни и сохранения здоровья людей при самых серьезных авариях. Эти приспособления сейчас можно встретить почти на всех автомобилях, произведенных за последнее десятилетие.
Кто же был создателем воздушной защитной системы? Патенты на первые автомобильные подушки безопасности одновременно подали в 1951 году Джон Хетрик (John W. Hetrick) в Соединенных Штатах Америки и инженер Вальтер Линдерер (Walter Linderer) в Германии. Оба изобретения основывались на использовании в подушках сжатого воздуха. При дальнейших исследованиях, правда, выяснилось, что устройства не отличаются быстродействием и не обеспечивают максимальной безопасности. Их использование признали нецелесообразным.
Оптимальным решением оказалось использование пиропатрона, выделяющего при срабатывании мощный поток газов, достаточный для практически мгновенного надувания воздушного мешка. И такую подушку, которой пользуются сегодня повсеместно все автопроизводители, запатентовал в 1963 году японский изобретатель Ясузобуро Кобори.
Примечательно, что в этой подушке воздуха не оказалось
и в помине — только продукты сгорания, и не просто токсичные, но и опасные для здоровья, хотя всюду прижилось название «воздушный мешок» — именно так переводится с английского Airbag. Тогда как термин cushion — подушка, введенный Джоном Хетриком, почему-то не получил распространения в англоговорящих странах.Первые эйрбэги в Европе внедрила в 1980 году компания Mercedes-Benz на флагманской модели S-класса в кузове W126. Фронтальные подушки защищали водителя и переднего пассажира. В середине девяностых Volvo в качестве опции предложила на своих автомобилях боковые подушки безопасности, которые располагались в боковинах передних кресел. В 1998 году Toyota начала устанавливать надувные шторки для защиты головы и верхней части туловища. Примерно в это же время корейская Kia выдвинула идею защиты подушкой коленей водителя, который при ударе мог сползти под рулевое колесо. Тойота разработала центральную подушку безопасности, выскакивающую из подлокотника, для предотвращения травм, которые могут нанести друг другу сами пассажиры при боковом ударе.Первой внешнюю подушку — для защиты пешехода — предложила Volvo на модели V40 в 2012 году.
Как узнать, работают ли в машине подушки безопасности
Многие автовладельцы даже и не догадываются, что у подушек безопасности может быть определенный срок годности, после которого их необходимо менять. Иначе нет никакой гарантии, что в нужный момент подушки не отработают свою важнейшую функцию. К счастью, речь идет только о старых автомобилях.
Подавляющее большинство производителей современных моделей дают на подушки безопасности пожизненную гарантию. А что касается некоторых машин «нулевых» годов выпуска, почти всех «девяностых» и старше, то информация о сроке годности этой опции, как правило, содержится в инструкции по эксплуатации автомобиля. В моделях некоторых марок, например, таких, как Mercedes-Benz, это указывалось еще и на наклейке в салоне.
Чаще всего срок их работоспособности ограничивался 10—15 годами и зависел от возраста и марки машины. Поэтому при выборе вариантов на вторичном рынке необходимо на всякий случай уточнять информацию о своевременной замене подушек безопасности. А еще лучше при покупке по умолчанию диагностировать у специалистов все системы безопасности автомобиля и при необходимости менять их на новые.
Обычно рекомендации производителей сводятся к замене пиропатронов, которые при срабатывании наполняют подушки воздухом. У некоторых, совсем старых автомобилей сроки годности элементов системы подушек безопасности не указана, и тогда об этом можно узнать в Сети.
Особенно внимательным нужно быть владельцам автомобилей 2002 — 2015 годов выпуска, где установлены «эйрбэги» фирмы Takata, которые «прославились» своей экстремальной работой. Осведомиться, какой марки подушки безопасности установлены в вашей машине можно, связавшись с дилером, который определит это по VIN-номеру. Изделия «Такаты» лучше от греха подальше заменить новой моделью другого производителя.
А что касается современных автомобилей, то пожизненная гарантия на подушки совсем не означает, что они будут исправно работать до скончания века. При каждом запуске мотора электроника запускает самотестирование системы подушек безопасности, и при обнаружении неисправности обязательно загорится соответствующий индикатор на панели приборов. В такой ситуации необходимо срочно обратиться в автосервис.