07.08.2022 10:30

«Накрутили сверху 327 тысяч рублей»: что делать, если банк навязал дополнительные услуги при оформлении кредита

«Накрутили сверху 327 тысяч рублей»: что делать, если банк навязал дополнительные услуги при оформлении кредита

При оформлении кредита банк может включить в договор, например, страховку или опцию, гарантирующую минимальную ставку. Что делать, если эти услуги не нужны? Как от них отказаться? И можно ли вернуть деньги, если уже оплатил их, но передумал? Разбираемся на примере отзыва из Народного рейтинга Банки.ру.

«Накрутили 327 тысяч рублей»

Пользователь Банки.ру Анна рассказала, что ее маме-пенсионерке навязали дополнительные услуги в банке при оформлении потребительского кредита.

«Пишу, чтобы, возможно, оградить родителей и просто людей, кто не может сходу и детально разобраться во всех впариваниях, — написала Анна в Народном рейтинге Банки.ру. — Моей маме сверху накрутили 327 тысяч рублей! Без стыда и совести люди работают! Когда до меня дошло это дело и я вмешалась, то в день оформления кредита удалось "отбить" комиссию(!) за низкую ставку в размере 180 тысяч. Я была ошарашена, что в таком размере бывает комиссия…»

По ее словам, маме подключили и услугу страхования: сотрудники утверждали, что это обязательно.

«Через неделю пришли с жалобой, оформленной юристом и на президента банка, с требованием отказа от страховки. И тут, о чудо, вернули без вопросов!»

Что ответил на это банк

После публикации отзыва в Народном рейтинге банк объяснил, что подключил две услуги: «Гарантию минимальной ставки» и страхование.

«При оформлении были презентованы услуги, с которыми вы совместно с мамой ознакомились и подписали договор. Позднее, при детальном изучении договора, приняли решение отказаться от дополнительных программ, — ответил Анне представитель банка. — Сотрудниками заявление было принято и обработано в срок, сумма комиссии уже возвращена на счет кредитного договора. В телефонном разговоре с вашей мамой обсудили все варианты дальнейшей оплаты кредита, приняли решение оформить частичное погашение для того, чтобы совершить перерасчет договора и уменьшить итоговую переплату процентов».

По словам представителей банка, комиссия за подключение услуги «Гарантия низкой ставки» является обязательной для получения минимальной ставки.

Как действовать в таких случаях

Все дополнительные услуги, на которые согласится заемщик, будут прописаны в договоре. Нужно внимательно изучить его перед подписанием.

«Обязательным является только имущественное страхование, — говорит Инна Солдатенкова, ведущий эксперт отдела анализа банковских услуг Банки.ру. — По кредиту оно может потребоваться, если деньги берутся под залог недвижимости. Все остальные услуги являются дополнительными, и заемщик имеет право отказаться от них».

Правда, при отказе от некоторых банк, скорее всего, повысит ставку. Речь чаще всего идет об опциях «личное страхование» и «оплата услуги снижения ставки по кредиту».

«Для отказа надо написать заявление в банк, — говорит Инна Солдатенкова. — При этом от добровольных услуг можно отказаться уже после оформления кредита. Кроме того, при досрочном погашении кредита заемщик в дальнейшем может вернуть часть страховой премии пропорционально прошедшему сроку кредита».

По словам эксперта, если отказываться от дополнительных услуг в момент оформления кредита, банк может в ответ отказать в одобрении без объяснения причин.

Какой в итоге план действий

  1. Выберите кредитную организацию и проверьте ее в реестре Банка России.
  2. Выберите подходящий кредитный продукт.
  3. Задайте вопросы сотруднику банка, уточните детали.
  4. Возьмите паузу на изучение документов.
  5. Внимательно читайте кредитный договор перед подписанием.
  6. Если вам навязали дополнительную услугу, придите в банк, объясните ситуацию и напишите заявление об отмене.
  7. Если банк отказывается, напишите жалобу в ЦБ и в Народный рейтинг Банки.ру.