«Не смогла выплатить заем, дело передали коллекторам»
«К работе МФО не было вопросов, пока не случились известные всем события 24.02.2022. Финансовое положение у меня резко изменилось. От кредитора я не пряталась, в конце марта подала заявление, в котором просила оказать содействие и предоставить возможность возвратить заем в рассрочку или на каких-либо адекватных льготных условиях. Ответа на данное заявления я так и не получила. Звонков от кредитора на мой контактный номер телефона не поступало».
По словам Екатерины, ее дело передали коллекторам. Они стали звонить людям, чьи контакты были указаны в заявке на микрозайм как способ для экстренной связи, а также по месту работы, знакомым и родственникам.
«В телефонных звонках эти коллекторы разговаривали в откровенно грубой форме, вымогали деньги с третьих лиц, называли какие-то астрономические суммы просроченной задолженности 400–500 тыс. руб. (сумма займа без процентов и пеней составляла 5 тыс. руб.), требовали оплатить их на какие-то непонятные реквизиты. В конце апреля звонки стали поступать мне, мало того, что коллекторы просто орали в трубку, так орали один и тот же вопрос по 5–6 раз подряд. Складывалось впечатление, что они или глухие, или до того некомпетентные, что просто не в состоянии отображать, что им говорят в ответ».
В апреле заемщик подала еще три заявления кредитору.
«Ответ на одно из них был получен лишь 4 мая, никакого конструктивного предложения о разрешении вопроса по существу кредитором предложено не было, одна вода о том, какие им необходимы документы. Не желая продолжать весь этот цирк с конями, я решила перезанять денег и закрыть заем».
Как вести себя заемщику?
Екатерина поступила правильно, уведомив МФО. Если заемщик понимает, что он не может вовремя вернуть займ, он должен сразу, не затягивая, обратиться к кредитору. Желательно сделать это прямо в офисе микрофинансовой организации.
«В случае затруднительной ситуации необходимо обратиться к кредитору с письменным заявлением, где будет указана причина неплатежеспособности. МФО могут потребовать подтверждающие документы. Обращение будет рассмотрено в короткий срок, — говорит эксперт отдела анализа банковских услуг Банки.ру Ольга Станчак. — Как правило, компании идут навстречу клиентам и предлагают пролонгацию займа или реструктуризацию задолженности».
Также эксперт советует обращаться в проверенные МФО — их деятельность регулируется законом. На сайте Банка России размещен справочник — если в нем указана нужная вам компания, значит она работает легально. Кроме того, на Банки.ру есть надежный сервис подбора и оформления микрозаймов. Все представленные там организации прошли необходимые проверки.
Если МФО нарушает закон, пожаловаться на нее можно в ЦБ, прокуратуру или финансовому омбудсмену.
Что делать, если нечем платить кредит
Просто так взять и не платить кредит нельзя. За это от банков и МФО последуют пени и штрафы. Дело могут передать коллекторам и в суд.
Если денег нет временно, можно постараться найти другие источники дохода: сдать в аренду квартиру, продать автомобиль или попросить помощи у близких. Также нужно собрать документы, которые помогут доказать отсутствие возможности платить кредит из-за непредвиденной ситуации. Кроме того, можно:
- Взять кредитные каникулы;
- Попросить кредитора о реструктуризации долга;
- Запустить процедуру банкротства.
-
Сколько процентов могут начислить МФО
Существует миф, что в МФО нет ограничений по процентам — кредитор может начислить столько, сколько захочет. На самом деле по закону (деятельность МФО контролируется ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях») процент по микрозайму не должен превышать 1% в день и не более 365% в год. В начале марта 2022 года Госдума приняла в первом чтении законопроект о снижении максимального размера дневной ставки по микрозаймам до 0,8%. В таком случае максимальное значение стоимости микрозайма будет уменьшено с 365% до 292% годовых от суммы кредита.
-
Что разрешено и не разрешено коллекторам
Работу коллекторов тоже регулирует закон — «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности». В нем прописано, как именно кредитор или лица, выступающие от его имени, могут взаимодействовать с должником. Разрешено использовать:
- Личные встречи, телефонные переговоры;
- Телеграфные сообщения, текстовые, голосовые и иные сообщения, передаваемые по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи;
- Почтовые отправления по месту жительства или месту пребывания должника.
При этом действовать они должны «добросовестно и разумно». Запрещено:
- Применять физическую силу, угрожать убийством, причинением вреда здоровью;
- Уничтожать и повреждать имущество и угрожать этим;
- Оказывать психологическое давление на должника и иных лиц;
- Вводить в заблуждение относительно размера долга, причин невозврата, сроков погашения, судебного разбирательства.