Кондиционер: простые правила
«Кондеи» решают огромную массу «жарких» вопросов. Но, во-первых, есть они не на всех машинах, во-вторых, могут сломаться. И, самое главное, ими надо уметь пользоваться. Нет страшней ошибки, чем сесть летом в салон автомобиля и включить систему охлаждения на полную мощность. Из-за перепада температур и резкого потока холодного воздуха можно легко простыть.
- Откройте двери автомобиля, включите двигатель и кондиционер (температура — 21-22 градуса, ниже не надо), опустите все стекла и... выйдите из салона.
- Подождите хотя бы пару минут. Пусть салон немного проветрится.
- После начала движения держите первое время окна приоткрытыми. Но не допускайте сквозняка! Для создания комфортного воздушного потока лучше чуть открыть окна по диагонали: переднее водительское и правое заднее. Если есть люк — используйте и его.
- Поток воздуха из дефлекторов направьте в сторону. Главное, чтобы не дуло прямо на вас.
- Если на улице жара, то в салоне автомобиля не должен ощущаться холод. Считается, что максимальный перепад температур, который организм спокойно переносит, это 5-7 градусов.
Опасности в машине
Солнечный удар — далеко не единственная опасность, которая нас подстерегает в летнюю жару. Гораздо коварнее тепловой удар. Садясь в машину, вы рискуете получить именно его, ведь салон на солнце может прогреваться до 50-60 градусов! Особенно опасен тепловой удар для пожилых людей и детей: механизм теплоотдачи окончательно формируется лишь к 7-8 годам.
Обычно наше тело способно охлаждать себя до нужной температуры самостоятельно — путём излучения тепла и испарения пота. Но при очень высокой температуре воздуха, повышенной влажности или во время физической нагрузки система охлаждения не справляется, и температура тела начинает сильно расти. Особенно легко перегревается обезвоженный организм, так как выработка пота замедляется. В итоге наступает тепловой удар.
Поэтому если вы сели в нагретый автомобиль и ощутили головную боль, головокружение, дезориентацию в пространстве, вялость или, напротив, непонятное возбуждение, то немедленно выходите из салона. Сядьте куда-нибудь в тень, разуйтесь, выпейте воды (но не кофе, газировку или пиво), ни в коем случае не курите. Возьмите тряпочку (футболку, рубашку — сейчас это уже не имеет значения), смочите ее и положите на голову. Затем повяжите мокрую ткань вокруг шеи, этот способ помогает сохранить тепловой баланс. И не стесняйтесь — звоните в «скорую».
Как же спастись?
Пить, пить и еще раз пить (конечно, если у вас нет медицинских противопоказаний). Заставлять вливать в себя воду каждые 5 минут не нужно (да это и опасно), но когда на улице плюс 35, то перед выходом из дома стаканчик воды не повредит. А лучше всего употребляйте чай, минералку, морсы, кисломолочные продукты. В общем все, что вам посоветовала бы бабушка. А вот от всевозможных газировок надо отказаться (про алкоголь мы вообще молчим).
Также лучше воздержаться от употребления кофе (хотя и тут надо быть разумным — чашечка хорошего капучино утром не нанесет вреда). И не курите перед поездкой!
Официальные рекомендации Роспотребнадзора — обращать в жару внимание не только на употребление жидкости, но и на еду. Во-первых, потребность в энергии, а значит и в пище, летом ниже, чем зимой. Кроме того, нам советуют употреблять поменьше жирной пищи, острого и соленого, а мясу предпочесть рыбу. Больше овощей и фруктов! Только главное их тщательно мыть.
А если плохо стало машине?
Современные системы охлаждения двигателей справляются со своей работой гораздо лучше, чем это было 40 лет назад. Однако любая машина может «закипеть». Что же делать?
- Если вы увидели, что стрелка температуры охлаждающей жидкости уходит в красную зону (или из-под капота уже идет пар), то немедленно останавливайтесь, подождите минут 5-10 (!) и лишь затем с большими предосторожностями открывайте капот. Будьте осторожны! Используйте перчатки.
- Ни в коем случае не отвинчивайте сразу же крышку бачка для заливки охлаждающей жидкости! Выждите минут тридцать. Но даже потом не прикасайтесь к бачку голыми руками, и держите лицо подальше! При открытии крышки можно ошпариться, ведь температура кипения антифриза гораздо выше 100 градусов!
- Если температура охлаждающей жидкости снизилась, то не думайте, что все «само починилось». Долейте при необходимости антифриз (если его нет — воду). Не лейте новый антифриз в «кипящий бачок»! Двигатель надо предварительно остудить. И направляйтесь в автосервис. А чтобы снизить риск повторного перегрева придется включить на полную мощность... отопитель.
- Если жидкость вытекла (лопнула крышка бачка, не выдержала давления одна из трубок системы и пр.), то необходимо устранить неисправность. Не можете? Тогда вызывайте эвакуатор — включать двигатель без работающей системы охлаждения нельзя.
- Никогда не оставляйте в салоне детей или животных. Даже если вы «всего на пять минут».
- Не включайте кондиционер на полную мощность.
- Перед началом движения проветрите салон.
- Всегда имейте в машине бутылку воды. А лучше две.
- Если ощущаете сильное сердцебиение, головокружение, головную боль, дезориентацию в пространстве, вялость или, напротив, непонятное возбуждение — у вас тепловой удар. Немедленно выходите из машины.
- Пейте воду, морсы и пр. Но не газировку.
- Стрелка температуры охлаждающей жидкости у красной зоны? Из-под капота пошел пар? Срочно останавливайтесь!
- Оставляя машину на стоянке, кладите перед лобовым стеклом солнцезащитный экран.