25.07.2022 10:40

Как вернуть деньги за навязанную страховку

Как вернуть деньги за навязанную страховку

Навязали страховку? Вернуть деньги возможно. Рассказываем, как правильно это сделать и чем поможет Народный рейтинг Банки.ру

Проблема навязывания одного финансового продукта вместо другого пережила пик своей популярности несколько лет назад. Банк России принимал различные меры, чтобы искоренить порочную практику, но подобные случаи встречаются и сейчас.

Дотянули до конца «периода охлаждения»

Расторгнуть договор страхования на законных основаниях можно в так называемый "период охлаждения", который длится 14 дней со дня приобретения полиса. Но не всегда это удается сделать, причем не по вине страхователя.

В такой ситуации оказался пользователь из Уфы, оставивший свой отзыв в Народном рейтинге страховых компаний Банки.ру под ником user2090513.

«После оформления кредита в банке 25 января 2022 года автоматом были заключены два полиса страхования жизни и здоровья, — написал он в начале февраля. — Хочу их расторгнуть (как известно на это дается 14 дней) через личный кабинет, не прибегая к услугам «Почты России». Но доступа в него нет!»

Не появился доступ и спустя неделю с момента оформления полисов. Хотя, как рассказал пользователь, на сайте страховщика говорится, что открывают кабинет в срок 3-5 дней. «Складывается впечатление, что у банка со страховой какой-то сговор, так как доступа нет по причине отсутствия у страховой данных по этим полисам (якобы их банк еще не отправил)», — недоумевает он.

"Зачастую у страхователей возникают трудности с активаций личного кабинета при расторжении договора страхования в "период охлаждения", — рассказала редактор «Народного рейтинга страховых компаний» Банки.ру Наталья Болдырева. -

Чтобы не пропустить срок для возврата денежных средств, рекомендуем клиенту незамедлительно обратиться за помощью в страховую компанию".

Полис вместо выплат

Пользователя из Белгорода, оставившего отзыв в Народном рейтинге страховых компаний, тоже уговорили оформить полис. «При получении денег по страховому случаю (смерть застрахованного лица) менеджер страховой компании совместно со старшим менеджером убедили меня, что выплату возможно получить только через 6 месяцев, после вступления в наследство, — написал он. — Для ускорения получения денежных средств рекомендовали мне оформить договор страхования с минимальным платежом 200 тыс. рублей».

Пользователь внимательно изучил договор до его подписания, обратил внимание, что в нем прописаны ежегодные взносы в размере 200 тыс. рублей. Но менеджер, по его словам, заверил, что «никаких взносов в дальнейшем вносить не надо, так как если не расторгнуть договор, то в уплату пойдут внесенные первоначально средства, то есть пролонгация». А пункт в договоре о ежегодных платежах, дескать, нужен для тех, кто оформляет налоговый вычет.

Впоследствии оказалось, что ежегодные взносы все же необходимы. Возможности вносить по 200 тыс. рублей каждый год у страхователя не было. В итоге он потерял изначально уплаченную сумму, потому что если нет последующих платежей деньги не возвращаются.

После обращения в Народный рейтинг Банки.ру проблему удалось решить. Договор был аннулирован после проведения проверки. "Мы рекомендуем проверять условия договора страхования перед его подписанием, а если остаются непонятными какие-то пункты, лучше проконсультироваться с независимыми специалистами и только после этого подписывать документ", — советует Наталья Болдырева.

Заманчивое предложение

После обращения в Народный рейтинг Банки.ру вернул страховщик деньги и в случае, описанном пользователем Евгением. Его пожилая тетя не устояла перед "заманчивым предложением от сотрудника банка", который предложил переоформить банковский вклад на более выгодных условиях. "Она, конечно, согласилась, — написал Евгений. — Тут же ей открыли новый вклад, оформили банковскую карту, несмотря на то, что картами она вообще не пользуется, и подключили страховку". Стоимость годового полиса 975 рублей, которые банк списал с ее счета. Людмила Алексеевна получила пакет документов, в полной уверенности, что выгодно вложила деньги, даже не стала его открывать.

"Недостачу 975 рублей она обнаружила при снятии очередной пенсии, — продолжает он. — На вопрос, почему были списаны 975 рублей, сотрудник ответить не смог". Оформили письменный запрос в банк, получили ответ: "18.12.2021 вами оформлен полис страхования ... со сроком действия с 19.12.2021 по 18.12.2022. Сумма списана с вашего счета ... в размере 975 рублей в счет оплаты полиса"

Естественно, все сроки для расторжения договора без потери страховой премии истекли. А осадок остался.

"История, которую описал Евгений в Народном рейтинге Банки.ру, к сожалению, не уникальная, — прокомментировала Наталья Болдырева. — Во многих случаях страховщики помогают пользователям. После обращения они проводят проверки по отзыву и оперативно реагируют, проявляя клиентоориентированный подход".

Как расторгнуть договор и вернуть страховую премию

Чтобы не попадать в неприятные ситуации, нужно сразу проверять наличие в договоре дополнительных услуг и продуктов, сопутствующих основному. Если такие услуги подключены, можно от них отказаться. Расторгнуть можно личные договоры страхования жизни, каско, от несчастного случая, добровольного медицинского страхования. Для этого необходимо:

  1. Незамедлительно обратиться страховую компанию с заявлением о расторжении договора страхования и возврате денежных средств. И лучше сделать это максимально оперативно, чтобы страховщик не сослался на то, что заявление к нему пришло уже после завершения "периода охлаждения").
  2. После того, как заявление получено страховщиком, у него есть семь дней на расторжение договора и возврат денег. Полис перестает действовать в момент получения страховой компанией заявления от клиента.
  3. Если страховщик отказывается возвращать уплаченную премию, можно рассказать о своей ситуации, оставив отзыв в Народном рейтинге Банки.ру. Эксперты сервиса уведомят страховую компанию. Как правило, в этом случае страховщики реагируют оперативно.
  4. Защищает права потребителей и финансовый уполномоченный, главная задача которого урегулирование споров между финансовыми организациями и их клиентами. Кроме того, можно направить обращение в Банке России.