Многие автомобилисты экономят на добровольном страховании и оформляют исключительно полисы ОСАГО. При этом они остаются совершенно незащищенными перед угонщиками, ведь получить компенсацию в случае угона можно только по полису каско. Разбираемся, как часто угоняют машины в России, сколько угонов по статистике раскрывается и какую сумму может сэкономить каско в непредвиденной ситуации.
Часто ли угоняли автомобили в России в 2022 году
Аналитический центр Банки.ру со ссылкой на данные главного информационно-аналитического центра МВД РФ приводит такие цифры.
За первые 7 месяцев 2022 года на территории России было совершено 5 242 кражи ТС. При этом было раскрыто 2 099 случаев таких краж, то есть всего около 40% от общего количества зарегистрированных случаев краж в отчетном периоде. И хотя количество краж в этом году снизилось на 18% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, статистика для автомобилистов не очень утешительная.
«Эта цифра включает кражу транспортных средств для перепродажи или разбора на детали. С учетом нехватки запчастей на рынке можно ожидать, что эта проблема не потеряет остроту и актуальность. В статистике МВД также учитывается неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угона). В таких ситуациях раскрываемость значительно выше: из 7 644 случаев было раскрыто 6 257, то есть около 81,8%. Сюда относятся случаи, когда машину угоняют просто покататься и часто возвращают с повреждениями. Все это тоже добавляет головной боли автовладельцам без полиса каско, ведь чинить авто в таком случае приходится самостоятельно или взыскивать ущерб с виновника», — комментирует аналитик страхового рынка Аналитического центра Банки.ру Илья Чуриков.
Сколько сегодня стоят новые авто и авто с пробегом
Чтобы понять, какими суммами рискуют автомобилисты в случае угона автомобиля, достаточно посмотреть на актуальные цены. Средняя стоимость автомобиля с пробегом в России по итогам августа 2022 года, по данным аналитического агентства «Автостат», составила 1,2 млн руб. Это на 1,5% выше показателя июля 2022 года и на 18,5% больше, чем в начале января 2022 года. В среднем с начала года б/у авто подорожали на 194 тыс. руб. Дорожают и новые автомобили. «Автостат» сообщает, что в августе даже достаточно доступная Lada Granta стала дороже на 13% по сравнению с январем 2022 года (в абсолютных цифрах это 80 тыс. руб.). А Toyota Rav4 подорожала на 23% с начала года — более чем на полмиллиона рублей.
Во сколько обойдется полис каско
Если у автомобилиста есть полис каско, как правило, он защищен от угона автомобиля. Кражу авто покрывают практически все программы добровольного страхования ТС.
Стоимость каско зависит от нескольких факторов:
возраста автомобиля
марки и модели авто
объема страхового покрытия
величины страховой суммы
возраста и опыта вождения страхователя
наличия в полисе франшизы
и др.
В среднем полис добровольного страхования обойдется автомобилисту в несколько десятков тысяч рублей в год. Обычно нет необходимости оплачивать полис сразу целиком — можно разбить страховую премию на две или четыре части.
Также можно оформить полис мини-каско. Мини-каско покрывает меньшее число убытков по сравнению с полноценным каско. Например, можно застраховать автомобиль прицельно только от угона: с таким полисом страховая не возместит ущерб в случае ДТП, но если машину украдут, покрытие в случае угона будет таким же, как и по полному каско. Некоторые программы мини-каско покрывают и угон, и полное (тотальное) уничтожение ТС (правда, порог, при котором ТС признается полностью уничтоженным, варьируется от 60 до 100% в зависимости от компании и условий, прописанных в страховом договоре, поэтому не все крупные повреждения будут возмещены). Или же можно застраховать отдельные элементы: зеркала, стекла, кузов. Есть программы мини-каско, покрывающие ущерб в ДТП в том случае, если водитель не виноват. Одним словом, это доступный и гибко настраиваемый продукт. Его стоимость при этом составляет примерно 30% от цены обычного полиса добровольного страхования.
Почему оформить каско будет грамотно с финансовой точки зрения
Эксперты прогнозируют дефицит оригинальных запчастей на рынке в условиях санкций. Несмотря на то, что с 11 сентября 2022 года ЦБ разрешил учитывать неоригинальные запчасти при расчете ущерба по ОСАГО, спрос на оригинальные запчасти сохранится. К сожалению, все это только увеличивает риск роста числа угонов.
«Под угрозой не только дорогие марки, но и автомобили среднего уровня: на дорогах их больше, а значит, по статистике, ремонт им нужен чаще. Это не значит, что нужно пребывать в постоянном страхе, что ваш автомобиль могут угнать. Но оценить риски и проявить финансовую грамотность все-таки стоит. Полис каско обойдется владельцу авто в десятки раз дешевле, чем новая машина. Да, никакая страховка не гарантирует, что с автомобилем ничего не случится. Но полис дает владельцу спокойствие и избавляет от финансовой нагрузки в непредвиденных ситуациях», — комментирует руководитель проектного офиса страховой вертикали Банки.ру Александр Макаров.