Кабриолет в России: есть ли смысл? Да!
Вы знали, что владельцем кабриолета можно стать за 40 000 рублей? За указанную сумму можно купить ГА3-69, старый, ржавый, но на ходу и главное — наш, отечественный. В базе объявлений на Drom.ru это самый массовый кабриолет на рынке б/у. Около 250 объявлений. Выбирай не хочу, много дешевых вариантов — под реставрацию или безумный проект, полно хорошо восстановленных (за миллион и выше).
На втором месте по распространенности после отечественного вездехода идет Mercedes SLK (около 50 штук в продаже), а дальше еще множество моделей в сравнимых количествах. В общем, есть из чего выбрать.
В этом материале мы говорим не только о четырехместных кабриолетах, но и обо всех других разновидностях открытых кузовов — родстерах, тарга, спидстерах и спайдерах.
Плюс № 1. Лучше комплектация и состояние по сравнению с купе
Когда средства или состояние души позволяют приобрести нечто оригинальное, многие смотрят только в сторону спорткупе. И напрасно! При покупке изначально более дорогого (в сравнении с аналогичным купе или седаном) кабриолета первый владелец редко отказывает себе в удовольствии поиграть с конфигуратором. Как следствие, при покупке экземпляра б/у можно рассчитывать на приличный «фарш». К тому же на нашем рынке кабриолеты почти не встречаются с откровенно слабыми двигателями. Например, Mini Cabrio у нас — это, как правило, не меньше, чем 192-сильный Cooper S. Никаких чахлых модификаций.
В отличие от более распространенных «двухдверок» кабриолеты в России редко является основной машиной для владельца. Как следствие, у открытых модификаций меньше пробег. Некоторые экземпляры за сезон дай бог проезжают несколько тысяч километров. Техническое состояние тоже обычно лучше среднего. Многие владельцы открытых машин весьма тщательно за ними ухаживают, проводя регулярное обслуживание всех узлов, несмотря на редкое использование. Вылизанные до идеала с кучей допов и тюнинга экземпляры — скорее правило, чем исключение. Как минимум состояние кузова, не видевшего зимы, обычно не вызывает вопросов. Чем не повод начать поиски именно открытого кузова? Особенно это актуально для поклонников потенциальных янгтаймеров из 90-х и нулевых.
Вас манят формы оригинального Audi TT первого поколения или ходовые качества BMW E46, но нет желания поднимать с колен укатанный экземпляр? Логично, ведь живых экземпляров все меньше. Поэтому для достижения желаемого все средства хороши. Если наряду с купе рассмотреть открытые версии, то появится отличный и, возможно, единственный шанс заполучить мечту в пристойном состоянии. Вполне реально найти ухоженный экземпляр родом из конца девяностых с оригинальным ПТС и пробегом в районе 150 000 км, а то и меньше. А смириться с наличием мягкого верха поможет установка съемного хард-топа.
Плюс № 2. Единственные в своем роде варианты
Многие открытые модели вообще не имеют закрытых аналогов. И если вам в принципе эта модель нравится, то выбор стоит не между кабриолетом и купе. По сути: кабриолет или ничего. Иногда кабриолет или родстер — вообще единственный шанс заполучить эффектную «двухдверку» любимой марки. Скажем, до начала XXI века открытых Лексусов просто не существовало, а первым стал родстер с жесткой складывающейся крышей Lexus SC 430 (который пошел в серию в 2001 году). Обычного купе на его платформе не выпускали. Сейчас обладателем такой машины можно стать при наличии 700 000–800 000 рублей. Если хочется что посвежее, то единственный вариант — это IS 250C (запущен в производство в 2005 году).
Нужно больше драйва, но дешевле и непременно с тойотовским качеством? Из относительно свежих моделей такой «коктейль» могут предложить только MR2. Не в обиду владельцам последней Celica будет сказано.
Нужен спорткар от Mazda, но пугают роторные технологии? Тогда только MX-5. Пример из жизни немцев: до появления А5, кабриолет на базе А4 был единственной возможностью получить двухдверную и полноценно четырехместную Audi.
Плюс № 3. Отсутствие крыши — повод для торга
При покупке любой модели «не для всех» больше шансов сбить цену, чем в случае с массовыми авто. А у открытых автомобилей есть еще и фактор сезонности, который может быть на руку покупателю. В разгар лета купить достойный экземпляр бывает непросто. Владельцы, даже помышляющие о продаже, скорее всего отложат это дело до конца сезона. Самое удачное время для покупки кабриолета — середина осени. Владелец уже наигрался и легко может рассмотреть продажу своей игрушки и согласиться с хорошим торгом. Конечно, с учетом совершенных покатушек состояние может быть не до конца идеальным. Но ждать, пока он устранит все косяки — сомнительная затея, цена в этом случае существенно вырастет, а хозяин, глянув на плоды своих трудов, может запросто передумать.
В любом случае открытый кузов — хороший повод для торга. Причем не важно о б/у речь или авто из салона. Но при покупке новой машины важно помнить, что кабриолетов наверняка не бывает в наличии, их возят только под заказ и, соответственно, чтобы успеть к сезону, нужно учитывать сроки производства и поставки.
Плюс № 4. Низкий риск угона
Если вы владеете обычным, относительно крупносерийным кабриолетом, а не коллекционной моделью или какой-нибудь экзотикой, которую порой крадут ради выкупа, то риск угона вашего авто невелик. Не важно, идет ли речь о премиуме или недорогих моделях. Второе поколение Ford Focus или Opel Astra в кузове H до сих пор могут заинтересовать угонщиков, но купе-кабриолеты на основе этих моделей гораздо меньше подвержены такому риску. Множество оригинальных кузовных элементов делают эти модификации мало интересными для угона под разбор. Могут спать спокойно и владельцы открытых Audi A5 и E-Class. В отличие от соседей, ездящих на купе. Согласно официальной статистике, за 2018 год было угнано 15 экземпляров купе Audi A5, 17 штук E-Class и ни одного кабриолета. А значит, у владельца кабриолета появляется отличный повод требовать скидку по каско или страховать автомобиль только от ущерба.
Все равно остались сомнения? Мол, не для нашего климата, дорого содержать, холодно зимой и прочее. Тогда продолжаем рвать шаблоны. Далее краткий экскурс по особенностям эксплуатации кабриолета.
Миф № 1. Не для нашего климата
Весьма распространенное заблуждение. В скандинавских странах так не думают. Кабриолеты, как и велосипеды, там, несмотря на климат, очень распространены. Это скорее в южных странах летом чаще возникает желание постоянно ездить в закрытой машине с кондиционером.
Независимо от страны проживания, кабриолет — это не столько риск замерзнуть, сколько — обгореть. Пары часов за рулем кабриолета при питерских +20 и без головного убора достаточно, чтобы получить солнечный ожог. Проверено на собственном опыте.
Зимой внутри кабриолета с мягкой крышей не то что не холодно, а даже жарко. Салон, накрытый тентом из многослойного (три и более слоев, если речь о современных моделях) материала, быстрее прогревается, хорошо держит тепло, не продувается ветром и надежно защищен от осадков. Так что кабриолет — всепогодное транспортное средство без всяких скидок. Лично знаю семейную пару, круглогодично использующую Saab 9-3 Aero Convertible.
Сомневающиеся могут подстраховать себя и приобрести съемный жесткий верх. Правда, под Saab и некоторые другие машины такой вариант не найти, но для большинства кабриолетов эти изделия распространены. Перед покупкой жесткой крыши обязательно проведите примерку и проверьте работоспособность всех крепежных элементов и целостность стекла. И не забудьте предусмотреть место для хранения данного аксессуара.
Кстати, езда с опущенным верхом возможна даже зимой. С установленным ветрозащитным экраном, поднятыми стеклами и включенным климатом легкий минус — вовсе не помеха седокам кабриолета.
Главное зимой — беречь складную крышу. Открывать и закрывать ее желательно в теплом помещении, дабы исключить попадание влаги и влияние отрицательной температуры на механизм тента.
Миф № 2. Дорого содержать
Это не так, потому что по обслуживанию и ремонту большинство кабриолетов не слишком отличаются от своих закрытых сородичей за счет повсеместной унификации. Даже если нет прямого аналога на той же платформе (как у Mazda MX-5 или Mercedes-Benz SLK/SLC), полно составляющих — от массовых моделей. Так что рядовое ТО имеет среднестатическую цену. Главное — понимать это и не дать себя развести в сервисе, у сотрудников которого может появится жадный блеск в глазах при виде открытого авто. С кузовным ремонтом тоже все не так страшно. Да, ряд деталей у кабриолетов уникален и не совместим даже с соплатформенными купе. Но для распространенной модели вроде открытой «трешки» BMW проблем с заказом деталей не будет. Другое дело, если речь о модели, не поставлявшейся на наш рынок или проданной в малых количествах, как, например, тот же Focus CC.
Даже если каждый день ездить с открытой крышей, уборка салона кабриолета вас не разорит. Если интерьер темный, то будет достаточно раз в неделю пройтись влажными салфетками. Сложнее, если салон светлый, но такова цена красоты в случае с любым автомобилем. Главное — не стоять с опущенным верхом в пробке рядом с чадящим «КАМАЗом». Но вы ведь в аналогичной ситуации не открываете все окна в своем седане?
Миф № 3. Уход за крышей и ее ремонт — головная боль
Складной металлический верх требует особого ухода не реже двух раз в год. Ничего сложного, просто оставляем крышу в полуоткрытом состоянии и обрабатываем все резиновые уплотнители и детали механизма силиконом. Можно доверить эту процедуру сервисменам, которые возьмут примерно 5000 рублей, но также проверят состояние узлов и при необходимости заменят гидравлическую жидкость в механизме крыши.
Мягкий верх требует аналогичных процедур, к которым добавляется обработка тента специальным чистящим средством с последующим нанесением влагоотталкивающей пропитки. Благодаря ее действию следующие несколько месяцев вода будет скатываться с крыши, не задерживаясь и не впитываясь. Средства для ухода за тентом по цене не превышают стоимость среднестатистических полиролей для кузова.
Когда нет желания ехать на мойку, а мягкий верх, покрытый дорожной грязью, смотрится очень уж неопрятно, основные загрязнения легко счистить обычной щеткой, а пух и пыль удалить липким валиком для одежды.
Ремонт мягкого тента обходится недешево. Если речь о полной замене ткани крыши, то даже при использовании неоригинальных материалов сумма ремонта вряд ли будет ниже 90 000 рублей. Другое дело, что слух об уязвимости мягкого верха сильно преувеличен. Для нанесения серьезных повреждений современному многослойному тенту нужно приложить весьма немалое усилие. Просто порезать его ножом не так-то просто (обычные стекла гораздо уязвимее). Ремонт пореза обойдется в несколько тысяч рублей в зависимости от площади повреждения.
Сам механизм складывания крыши весьма надежен. Как правило, производители заказывают его (а иногда размещают и саму сборку кабриолета) на стороне, например, у фирмы Karmann, которая является одной из ведущих компаний в области кабриолетостроения. Свежий пример — открытый Aurus, чей мягкий верх сконструировали финны из Valmet. Тем не менее механизм тента очень уязвим при аварии. В случае серьезной деформации кузова, особенно в задней части, он может потерять работоспособность.
При отказе крыши главное — не бросаться в крайности и не менять механизм целиком, как это может посоветовать официальный дилер. Специализированные станции давно освоили ремонт любых типов крыш. Все прекрасно разбирается, чинится и собирается обратно. Диагностика крыши стоит примерно 6000 рублей. Из практики одного из сервисов: самый дорогой случай с отказывающейся работать крышей Peugeot 308CC обошелся владельцу кабриолета в 17 000 рублей. В случае отказа гидравлического насоса тента на Mercedes-Benz SLK R171 ремонт с учетом деталей б/у потянет минимум на 50 000 рублей. При использовании новых деталей счет вырастет в три раза, но случаи таких поломок редки. Обычно дело в мелочах вроде предохранителей или реле гидроблока.
Что выбрать на российском рынке кабриолетов б/у?
Итак, если старый советский кабриоджип в лице ГА3-69 вас не прельщает, то, как уже говорилось выше, самый широкий ассортимент — среди Mercedes-Benz SLK. За 290 000 рублей можно стать владельцем родстера первого поколения (кузов R170). Классический дизайн Бенца из 90-х и дешевые запчасти от C-класса W202. Более легкомысленный и в разы более дорогой в обслуживании R171 тянет минимум на 550 000 рублей. Третье поколение — от 1 750 000 рублей.
Около 40 объявлений приходится на более статусный Mercedes SL. «Глазастый» R230 стоит минимум 550 000 рублей, но обслуживание активной пневмоподвески AВС (варианты на простой пружинной подвеске редки) может вас разорить. Рубленый R129, перешедший в разряд янгтаймеров, естественно, дороже — от 800 000 рублей. За последнее поколение просят от трех миллионов рублей.
При желании купить BMW Z4 придется также выбирать примерно из 35 объявлений. Родстер первой генерации — минимум 670 000 рублей. Наследник с жесткой складной крышей стоит от миллиона рублей.
Нужна надежность, недорогое обслуживание, V8, пафосный шильдик и жесткая складная крыша? Ищите Lexus SC430: примерно три десятка объявлений плюс еще шесть приходятся на праворульный аналог Toyota Soarer. Цены — от 550 000 рублей.
Если нужен премиальный и полноценный четырехместный салон, ищите «трешку» BMW (примерно 21 предложение) и готовьте 520 000 рублей. Это за культовый Е46. Следующее поколение, примерившее жесткий складной верх, стоит от 700 000 рублей.
На маленький и азартный родстер Toyota MR2 (около 22 предложений) нужно от 550 000 рублей.
Много пафоса «за недорого» — это первый Porsche Boxster за 444 000 рублей. Всего в продаже около 13 родстеров. Второе поколение стоит от 1 150 000 и минимум 2 950 000 рублей — за третье.
За рубленым дизайном, молодежным имиджем и недорогим обслуживанием обращайтесь к Opel Astra TwinTop (примерно 11 объявлений). И готовьте минимум 400 000 рублей.
Любителям американских авто можно порекомендовать Chrysler Sebring (около 11 объявлений) — от 390 000 рублей. Возьмите белый или черный и сможете подработать в свадебном прокате.
На такие автомобили, как «шестерка» BMW, Honda S2000, Mazda MX-5, Audi ТТ и Peugeot 206, 308 и 207, найдется в пределах десяти объявлений на каждую модель.
А что на первичном рынке?
На нашем рынке осталось всего две открытые модели, не подпадающие под действие налога на роскошь. Это Smart Fortwo Cabrio с 90-сильным мотором по цене от 1 420 000 рублей и Mini Cabrio в версии Cooper S (192 л.с.) за минимальные 2 200 000 рублей.
Больше выбор среди моделей ценой до пяти миллионов рублей, что подразумевает повышающий коэффициент 1,1 для транспортного налога. Самый доступный родстер — новый BMW Z4 (от 3 240 000 руб.). «Пожилой» Mercedes-Benz SLC, который в скором времени снимут с производства без прямого наследника, чуть дороже — от 3 270 000 рублей. Имея 4 205 000 рублей, можно присматриваться к Porsche 718 Boxster.
Самый недорогой четырехместный кабриолет с жесткой складной крышей — это немолодая «четверка» BMW (от 3 170 000 рублей).
Есть шанс встретить экземпляр из последней партии открытых кроссоверов Range Rover Evoque первого поколения (от 4 500 000 руб.), у нового поколения, которое мы тестировали этой весной, кабриолета нет.
Если хочется ездить по офф-роуду без крыши, то единственный вариант — новый Jeep Wrangler (от 3 500 000 руб.).
В высшей лиге открытых моделей по традиции немало, но там уже ставка транспортного налога вырастает в два-три раза, не считая того, что по мощности там тоже высшая категория. Jaguar F-Type (300 л.с.) стоит минимум 5 499 000 рублей. Mercedes предлагает AMG E 53 4MATIC (435 л.с.) — от 6 390 000 рублей. Простые версии открытой «ешки» из конфигуратора убраны. За базовый SL400 (367 л.с.) нужно отдать минимум 7 490 000 рублей. Новейший BMW M850i xDrive Cabrio (530 л.с.) стоит от 9 410 000 рублей. Гибрид BMW i8 Roadster (275 л.с.) — от 11 490 000 рублей. Самый недорогой открытый Porsche 911 — Carrera S Cabriolet (450 л.с.) за 8 940 000 рублей. Цены на Bentley Continental GTC (635 л.с.) — «по запросу». Ориентировочные, ибо о «базе» тут речи нет, а размер скидки не поддается прогнозу, цены на открытые Lamborghini — 15 400 000 рублей за Huracan Spyder (610 л.с.) и 22 400 000 за Aventador (740 л.с.). Аналогично с Ferrari: Portofino (600 л.с.) — 16 000 000 рублей, 488 Spider (670 л.с.) — от 22 600 000. Дороже всех Rolls-Royce. К кабриолету Dawn (571 л.с.) можно присмотреться, имея 29 000 000 рублей.
Если не говорить об автомобилях, перечисленных в последней главе, кабриолет вовсе не так страшен, как его малюют, а иногда он просто — лучший вариант. И выбор есть на любой вкус и кошелек. Если и приобретать непрактичный кузов, то уж логичнее тот, который предполагает наилучшие варианты удовлетворения собственного автомобильного эгоизма. Кабриолету в этом нет равных, как крышу ни крути.