03.08.2022 10:14

Исследование Банки.ру: портрет покупателя полиса ОСАГО в первом полугодии 2022 года

Исследование Банки.ру: портрет покупателя полиса ОСАГО в первом полугодии 2022 года

Кто, для каких автомобилей и в каких компаниях чаще всего оформляет полисы страхования автогражданской ответственности? Банки.ру составил портрет покупателя полиса ОСАГО на основе данных о продажах в первой половине 2022 года.

Иногда хочется посмотреть на клиентов не как на совокупность финансовых показателей и метрик, а как на живых людей с присущими только им индивидуальными чертами.

В этом обзоре мы затронем тему социально-демографических характеристик наших покупателей, отметим, какие автомобили они эксплуатировали, в каких регионах находились и сколько денег тратили на покупку полисов ОСАГО, используя электронные сервисы самого большого финансового супермаркета в России — Банки.ру.

Мы проанализировали клиентскую базу финансовой платформы и выяснили, что самым частым покупателем полисов ОСАГО был мужчина в возрасте 34 лет, а самой частой категорией покупателей — водители в возрасте от 31 до 40 лет. В целом больше половины клиентов Банки.ру — это люди среднего возраста, они старше 30, но младше 50 лет. Заметной оказалась и группа клиентов, чей возраст приближается к пенсионному (25%).

Хотя в российском обществе соотношение мужчин и женщин приблизительно одинаковое, Банки.ру отмечает: мужчины оформляли полис ОСАГО через Банки.ру в три раза чаще, чем женщины. Это может быть связано с тем, что мужчины в России чаще владеют автомобилем. Средняя стоимость полиса ОСАГО, по данным Банки.ру, для женщин в первом полугодии 2022 года была на 13% выше, чем для мужчин, которые, в свою очередь, платили за полис немного меньше средней цены. Более высокая цена для женщин объясняется значениями трех базовых коэффициентов: аварийности (КБМ), возраста и стажа (КВС), региона покупки полиса (КТ). Все эти коэффициенты для женщин в среднем оказались выше.

Цена полиса ОСАГО менялась от региона к региону. Кроме Москвы и области страховки активно покупались в Свердловской и Самарской областях, а также в Санкт-Петербурге. В целом среди клиентов Банки.ру были представители почти всех российских регионов.

Какими же автомобилями владеют клиенты Банки.ру? Большой процент приходится на автомобили ВАЗ. Эта марка составляет основу парка автомобилей, которые были застрахованы на Банки.ру в первом полугодии 2022-го, хотя их доля не так велика. Далеко не все клиенты платформы владеют отечественными марками транспортных средств, многие ездят на Kia и Hyundai, Toyota и Renault.

На какие модели ТС чаще всего оформлялись полисы ОСАГО на Банки.ру? Пятерку наиболее популярных автомобилей открывает Lada Granta, а замыкает ее Lada Kalina. Кроме того, в пятерку попали Kia Rio, Hyundai Solaris и Ford Focus.

В портфеле Банки.ру приблизительно в равных долях представлены относительно новые автомобили и ТС старше десяти лет. Срок эксплуатации почти трети автомобилей, застрахованных на платформе, сравнительно небольшой ­— до семи лет.

Какие моторы были установлены на автомобили наших клиентов? Чаще всего это двигатель мощностью 150 л. с. Если рассматривать категории мощности в разрезе соответствующего коэффициента, влияющего на конечную стоимость ОСАГО (КМ), то они распределены приблизительно в равных долях, за исключением маломощных автомобилей (до 70 л. с.), которые крайне редко встречались у клиентов Банки.ру.

Какие страховые компании выбирали наши клиенты при оформлении полиса ОСАГО? Чаще других полис оформлялся в «АльфаСтраховании» — каждый третий покупатель на Банки.ру предпочел именно этого страховщика. Также среди фаворитов — «Ренессанс Страхование», «СберСтрахование», «Росгосстрах» и «СОГАЗ». Перечень компаний — партнеров Банки.ру намного шире, так что всегда есть возможность выбрать самый подходящий вариант.

Диапазон цен на ОСАГО в наблюдаемом периоде оказался достаточно широким: самый бюджетный полис в первом полугодии 2022-го стоил чуть более 1 тыс. рублей, тогда как самый дорогой — почти 47 тыс. рублей. Минимальные цены ОСАГО на популярные среди клиентов Банки.ру автомобили Hyundai Solaris и Kia Rio составляли 2 337 рублей и 1 928 рублей соответственно.

Подводя итоги, можно отметить несколько типичных характеристик наших клиентов:

  • Это люди среднего возраста — от 31 до 40 лет. Мужчин среди клиентов Банки.ру в три раза больше, чем женщин.
  • Полис для женщин в первом полугодии обходился в среднем на 800 рублей дороже — при средней цене в 6 200 рублей по всем клиентам.
  • Большинство клиентов страховались в Москве (12%), но портфель диверсифицирован и по остальным регионам страны.
  • Чаще других покупатели страховали Lada (18%), но самая распространенная модель этой марки – Granta — встречалась только у 3% страхователей. Марки и модели в портфеле также давали весьма фрагментированную картину с небольшим преобладанием российских и корейских марок.
  • Среди самых частых иностранных моделей оказались Kia Rio и Hyundai Solaris.
  • Почти половина клиентов владеют автомобилями старше десяти лет.
  • Показатели мощности двигателя имели существенный разброс, но чаще всего мы продавали полисы на ТС с двигателями в 150 л. с. (7%).
  • Каждый третий полис был куплен в компании «АльфаСтрахование», но и другие надежные страховщики также пользовались спросом у наших клиентов.