28.07.2022 09:56

ДТП с электросамокатом: как урегулировать страховой случай и введут ли ОСАГО для индивидуальных средств передвижения ТЕМА ДНЯ 28.07.2022 00:07 795 Вр

ДТП с электросамокатом: как урегулировать страховой случай и введут ли ОСАГО для индивидуальных средств передвижения ТЕМА ДНЯ 28.07.2022 00:07  795 Вр

Электросамокатов, гироскутеров, моноколес, велосипедов становится все больше, и количество аварий с ними растет. Разбираемся, как сейчас урегулируют ДТП с ними и нужно ли будет их владельцам покупать ОСАГО.

По оценкам ритейлеров, продажи индивидуального электротранспорта в 2022 году выросли минимум в 2 раза против прошлогодних 250 тысяч. У них даже существует общее название — средства индивидуальной мобильности, СИМ.

Количество аварий с самокатами и скутерами растет

По мере роста количества подобных средств передвижения увеличивается и число аварий с ними. В I квартале этого года, по данным МВД, зафиксирован рост происшествий на 35% по сравнению с тем же периодом 2021 года. Всего в прошлом году в России зарегистрировано 672 случая, что почти на 68% больше, чем в 2020-м, говорится в информационно-аналитическом обзоре Научного центра безопасности дорожного движения МВД России. Половина ДТП с участием СИМ произошли из-за их внезапного появления на дороге — эти средства передвижения малозаметны в транспортном потоке для других участников дорожного движения.

В авариях не обходится и без пострадавших. По данным МВД, количество их за год выросло на 67%, до 704 человек, а число погибших — на 185,7%, до 20 человек.

За урегулированием страховых случаев пострадавшие в ДТП с электросамокатами, гироскутерами и моноколесами обращаются нечасто. В «Совкомбанк Страхование» за прошедший год не было подано ни одного заявления. О том, что такие инциденты случаются редко, говорят и в «АльфаСтрахование». В компании «Согласие», напротив, количество выплат за автомобили, которые пострадали из-за самокатов, выросло в два раза в 2021 году по отношению к 2020 году (13 против 32, а из-за велосипедов — 129 против 132 случаев в 2020 году).

Самая крупная выплата «Согласия» по автокаско среди владельцев авто, пострадавших от столкновения с велосипедистами, была 800 тыс. руб. Всего же в 2021 году страховая компания возместила 11,7 млн рублей за повреждения автомобилей из-за велосипедов и самокатов. Средний размер выплаты составил 78 тыс. рублей.

В основном происшествия случались на дороге из-за обгонов и выездов на встречную полосу велосипедов и самокатов. Авто, пытаясь уйти от столкновения, врезались в препятствия. А виновник случившегося просто скрывался с места происшествия. К примеру, в Ульяновске водитель совершил маневр, чтобы не врезаться в велосипедиста, и наехал на бордюр. Сумму ущерба оценили в 1,2 млн рублей.

Кто урегулирует столкновения с электросамокатами

Поскольку сейчас СИМ не причислены к категории транспортных средств, то нет требований об их регистрации, получении госномеров, как на автомобили, и водительских прав на управление ими. Если электросамокат уехал с места аварии, найти его будет практически невозможно. Шансы есть, только если СИМ не личный, а шеринговый. Обычно шеринговые компании требуют от арендаторов зарегистрироваться. Кроме того, они предлагают оформить страховую защиту за дополнительную плату.

Личные электросамокаты, как правило, не застрахованы. При этом подобные средства передвижения могут оказаться для окружающих опасными, ведь они могут развивать скорость до 60 км/ч.

Нет и ограничений нижнего возрастного уровня — кататься на СИМ могут даже дети.

Определиться со статусом СИМ, правами и обязанностями тех, кто на них передвигается, планируется до конца года. Пока этого не произошло, столкновение автомобиля с электросамокатом, гироскутером или моноколесом приравнивается к ДТП с пешеходом. Оформить его можно по ОСАГО или по каско в зависимости от обстоятельств инцидента.

Например, электросамокат на полной скорости въехал в припаркованную машину. «Если в результате наезда пострадало транспортное средство, застрахованное по каско, то страховая компания организует ремонт автомобиля, а виновнику ДТП будет предъявлено суброгационное требование, — рассказал директор департамента страховых выплат "АльфаСтрахование" Александр Харагезов. — В случае с ОСАГО, если автомобиль наехал на самокатчика, то инцидент будет урегулирован согласно правилам ОСАГО. Расцениваться СИМ будет не как транспортное средство, а как иное имущество».

Проще говоря, если машина наедет на самокат, пострадавшему возместят ущерб по ОСАГО. А если самокат въедет в авто, то его владелец будет возмещать вред на общих основаниях (согласно п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина или юрлица, подлежит возмещению в полном объеме тем, кто причинил вред). Пострадавший вправе взыскать компенсацию причиненного ему ущерба через суд в зависимости от характера травмы или размера ущерба.

Как действовать, столкнувшись с СИМ

При столкновении с СИМ нужно зафиксировать полученные травмы и повреждения автомобиля (если они есть). Фото или видео пригодятся для судебных разбирательств, если до них дойдет дело. Кроме того, кто бы ни стал виновником аварии — автомобиль или водитель скутера (самоката и так далее), для оформления такого дорожного инцидента нужно вызвать ГИБДД. В зависимости от обстоятельств инцидента правоохранители заведут административное или уголовное дело.

Для урегулирования убытка по ОСАГО с вредом имуществу потребуется стандартный набор документов:

  • заявление;
  • паспорт;
  • документы из компетентных органов;
  • реквизиты;
  • доверенность на право представления интересов (в случае, если заявление подает представитель).

Введут ли ОСАГО для электросамокатов?

Чтобы СИМ стали полноценными участниками дорожного движения, требуются законодательные изменения. Сейчас правила дорожного движения никак не регулируют передвижение эдектросамокатов, гироскутеров, моноколес, электрических велосипедов и т. д.

В Совете по правам человека уверены: электросамокаты — источник повышенной опасности, поэтому нужно запретить детям до 18 лет управлять ими. «Если будет введена система обязательного страхования ответственности, то и вопрос с доступом по возрасту будет регулироваться покупкой страховки и паспортными данными», — считает замглавы экономического комитета Совфеда Валерий Васильев.

Идею введения ОСАГО для пользователей электросамокатов и аналогичных средств передвижения не поддержали страховщики, посчитав инициативу неоднозначной. «Если идти в логике классического ОСАГО, то электросамокат нужно регистрировать в ГИБДД, то есть законодательно закрепить собственника, — прокомментировали в "Совкомбанк Страхование". — Собственник должен получить номера на электросамокат, чтобы его можно было идентифицировать, нужен аналог VIN на электросамокат — иначе как понять, что именно он был поврежден? По идее нужно получить права на управление самокатом, для этого придумать правила езды на нем, сдать экзамен — иначе как понять, кто и что нарушил? По сути сейчас тот, кто едет на самокате — пешеход. Если говорить о страховании в текущем статусе управляющего самокатом, то здесь также возникают сложности в части страхования ответственности пешехода».

По причине невозможности идентифицировать собственников СИМ не поддержал идею введения ОСАГО и Российский союз автостраховщиков

Сколько может стоить полис

Есть и еще одна причина, почему страховщики не заинтересованы страховать самокаты — невозможно рассчитать верный тариф ОСАГО. В «Совкомбанк Страхование» говорят, что любой может быть как недостаточным, так и избыточным, потому что неизвестно слишком много тарифообразующих факторов. Например, аварийность, частота убытков, нет статистики по маркам и моделям, по территории эксплуатации (будет ли страховым случай при неожиданном выезде на неасфальтированную дорогу). «Если предположить, что все эти нюансы будут решены, скорее всего, тариф по такому ОСАГО будет строиться по принципу каско — в процентах от страховой суммы, которая будет определяться территорией эксплуатации», — предположили в «Совкомбанк Страхование».

В «Страховом Дома ВСК» рискнули спрогнозировать стоимость годового полиса страхования ответственности владельца СИМ — он может варьироваться в диапазоне от 7 до 15 тыс. рублей. Цена сопоставима с полисом ОСАГО на автомобиль, так как вероятность наступления страхового случая выше, но существенно ниже возможная тяжесть причиненного ущерба.

Лимит ответственности по страховому полису для средств индивидуальной мобильности может достигать 500 тыс. рублей, по аналогии с ОСАГО. Это связано с тем, что в аварии с электросамокатом ущерб может быть нанесен не только здоровью пострадавшего, но и его имуществу, в частности при ДТП с участием автомобиля.

В «Страховом Доме ВСК» считают, что оптимизировать стоимость полиса можно, включив в него цену франшизы по аналогии с другими видами страхования. Кроме того, уменьшить размер премии при страховании СИМ до 50% будет возможно благодаря:

  • регистрации самоката (возможно упрощенной), например, через портал «Госуслуги»;
  • ограничению возраста водителя (возможность управлять самокатом с 16 лет);
  • введению прав на управление СИМ. Например, допускать к управлению водителей с правами категории М1 либо вводить специальную категорию для водителей СИМ с возможностью получить такие права в упрощенном формате, сдав теорию и экзамен онлайн через «Госуслуги».

Страховка от несчастных случаев

Пока ОСАГО для средств индивидуальной мобильности не введено, обезопасить себя от финансовых рисков как обладатели самокатов, так и пешеходы могут только самостоятельно. Сделать это можно с помощью страховки от несчастного случая. «При наличии такого полиса лечение при травме будет оплачивать страховая компания независимо от того, был ли пострадавший виноват в аварии или нет, — рассказал заместитель генерального директора по андеррайтингу "Страхового Дома ВСК" Антон Смулько, добавив, что на данный момент нет никаких законодательных предпосылок к введению обязательного или добровольного страхования СИМ. — Это, скорее всего, вопрос недалекого будущего».