11.09.2022 11:04

Амортизация ОСАГО: что это такое и почему учет износа запчастей решили не отменять

Амортизация ОСАГО: что это такое и почему учет износа запчастей решили не отменять

Получить страховое возмещение по полису ОСАГО сегодня можно в двух формах: в денежной или в натуральной — в виде ремонта авто. В первом случае размер выплаты снижается из-за учета степени износа авто и деталей, требующих замены. К переходу на выплаты без износа рынок готовился с прошлого года, однако пока эту поправку в закон об ОСАГО было решено отложить. Разбираемся, почему это произошло и что такое амортизация ОСАГО.

Амортизация автомобиля — это снижение его стоимости в зависимости от степени износа. Расчет износа производится в соответствии с «Единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении транспортного средства», документом, утверждаемым Банком России. При оценке износа учитывается срок эксплуатации и пробег автомобиля на дату ДТП.

Как снижается стоимость автомобиля и запчастей по мере эксплуатации
Принято считать, что сразу после выезда из автосалона новое авто теряет около 30% от своей первоначальной стоимости и далее примерно по 10% за каждый год эксплуатации, если не происходит аномального роста цен на рынке, как, например, в этом году. Поэтому цена запчастей при расчете возмещения деньгами обычно на 20–30% (а некоторых — и на 50%) ниже, чем новых.

«Расчет величины износа является прозрачным и предоставляется потерпевшему в ДТП в составе расчета размера страховой выплаты. При этом в случае, если возмещение по ОСАГО производится путем ремонта (в натуральной форме), износ не Почему автовладельцы выбирают компенсацию деньгами
Возможность отремонтировать автомобиль в сервисном центре с новыми деталями за счет страховщика действует в России с 2017 года, но часто автовладельцы предпочитают получать компенсацию деньгами. Главные причины: желание продать поврежденное авто до проведения ремонта и привычка ремонтировать машину в проверенных СТО, а не в тех, которые предлагает страховая компания. В последнее время к этому списку добавилась еще одна причина: дефицит запчастей увеличивает сроки ремонта, и некоторые автовладельцы не готовы оставаться надолго без автомобиля.

Получив деньги от страховой, многие автовладельцы вынуждены доплачивать из своего кармана, чтобы выполнить качественный ремонт автомобиля после ДТП. Отмена учета износа в ОСАГО при выплатах в денежной форме могла бы существенно увеличить размер выплат от страховых компаний. Также в этом году планировалось увеличить лимит выплат по риску ущерба жизни и здоровья пострадавших в ДТП с 500 тыс. до 2 млн рублей. Вводить изменения собирались поэтапно — сначала увеличить лимит выплат по риску ущерба жизни и здоровью, а затем (примерно через год) отменить учет износа.

Что помешало отменить учет износа запчастей
Законопроект с поправками должен был быть рассмотрен во время весенней сессии Госдумы. Однако в марте стало понятно, что рост цен на запчасти и проблемы с их поставками сами по себе давят на цены и сроки ремонта авто. Страховщики обратились в Банк России с просьбой отложить поправки.

Как прокомментировали Банки.ру в РСА, по мнению союза, «в настоящее время удержание стоимости полиса ОСАГО является приоритетной задачей».

Кроме того, в адрес регулятора было направлено письмо с инициативой рассмотреть возможность проведения ремонта автомобилей б/у запчастями. В настоящее время закон об ОСАГО запрещает это делать и предусматривает ремонт только с использованием новых запчастей, узлов и деталей автомобилей.

ЦБ РФ выступил против такого предложения, мотивировав это угрозой безопасности на дорогах: поскольку критериев качества подержанных запчастей нет, по каждой детали требовалось бы проведение дополнительной экспертизы.

Страховые компании в своих обращениях, направленных в Банк России, предлагали обсудить увеличение срока проведения ремонта с 30 до 60 дней, так как задержки в поставках запчастей не позволяют им соблюдать сроки ремонта. А также увеличить допустимую дистанцию от места жительства потерпевшего до СТО, в которую авто направляется на ремонт, с 50 до 150 км. Но эти и другие поправки остались в подвешенном состоянии. «В итоге сейчас и сами страховщики начинают склоняться к тому, чтобы выплачивать компенсацию деньгами, а не отправлять авто на ремонт. Дело в том, что из-за дефицита запчастей сроки ремонта растягиваются и не укладываются в нормативы. Из-за этого страховым компаниям приходится платить штрафы. По закону, если автомобиль не успевают отремонтировать в 30-дневный срок, страховщик выплачивает 0,1% от суммы возмещения за каждый день просрочки», — комментирует руководитель проектного офиса страховой вертикали Банки.ру Александр Макаров.

Что изменится в сентябре
Тем не менее рынок обязательной «автогражданки» в сентябре все же ждут изменения.

С 11 сентября начнут действовать новые правила расчетов по выплатам в ОСАГО. Так, в ценовых справочниках, необходимых для расчета стоимости ремонта, станут учитываться цены аналогов запчастей, если оригинальная деталь отсутствует на рынке. «Новый подход позволит рассчитывать выплату с учетом стоимости аналогов, при этом отсечь заведомо некачественные запчасти», — полагают в ЦБ.

Также с 13 сентября ЦБ РФ расширяет ценовой коридор по тарифам ОСАГО на 26% вверх и вниз. В частности, для легковых автомобилей граждан базовая ставка тарифа по ОСАГО будет устанавливаться страховщиками для каждого водителя в диапазоне от 1 646 до 7 535 рублей.