31.05.2024 12:40

Рынок грузовиков в 2024 году: есть повод для оптимизма

Рынок грузовиков в 2024 году: есть повод для оптимизма

Российский рынок грузовой техники стабилен почти во всех показателях: спрос со стороны покупателей не спадает, предложение новой импортной техники имеется. Но есть несколько нюансов, которые придают общей картине свои особенности. Чтобы разобраться в ситуации, редакция «Рейса» пообщалась с руководителем направления по работе с импортерами компании «Газпромбанк Автолизинг» Артуром Сарухановым.

Важно подчеркнуть: итоги 2023 года, ставшего рекордным по продажам грузовой техники, задали высокую планку: по данным аналитического агентства «Автостат» было реализовано 143 693 единицы, на фоне итогов 2022-го (84 105 шт.) эта цифра выглядит более чем внушительно. Львиную долю рынка занял лизинг, как наиболее простой и выгодный инструмент для получения новой техники. Однако в 2024 году рост немного замедлился. Как отмечает Артур Саруханов, рынок показывает прирост, однако многие потенциальные покупатели не спешат с приобретением автотранспорта, рассчитывая, что во втором полугодии снизится ключевая ставка Центробанка России. На момент подготовки материала «ключ» составлял 16 %. Пока этот показатель не изменится, ожидать серьезного повышения покупательской активности не стоит. Тем не менее, продолжающийся в России строительный бум, связанный с развитием нескольких национальных инфраструктурных проектов, поддерживает уровень реализации на текущих значениях.

Выдержанная техника пока поддерживает спрос

Пик продаж в 2023 году пришелся на июль-август, то есть еще до повышения ключевой ставки ЦБ РФ до ее текущего значения. Во многом всплеск конца лета прошлого года был связан и с ожидаемым повышением ставки утилизационного сбора – ​это показывают результаты продаж компании «Газпромбанк Автолизинг», которые отражают общую ситуацию на рынке в целом. Повышенная активность импортеров, поставивших рекордное количество новой техники в июле-августе 2023 года, заметна до сих пор: немалую долю продаж в 2024 году составляют грузовики и спецтехника, закупленные еще до повышения таможенных сборов. Многие компании накапливали стоки, опасаясь возможных изменений в законодательстве, то есть дальнейшего роста утильсбора и колебаний национальной валюты. Таким образом, к началу 2024 года на складах скопились солидные запасы новой техники. Именно эти машины сейчас составляют основной костяк акционных предложений, в том числе и в «Газпромбанк Автолизинге». Это, в свою очередь, вылилось в еще один тренд, весьма важный для покупателей: многие востребованные модели грузовой техники сегодня можно приобрести выгоднее, чем в 2023 году. Выросшая в четвертом квартале ключевая ставка сподвигла импортеров и дистрибьюторов к новой маркетинговой активности: чтобы привлечь покупателей и реализовать запасы, цены пришлось снижать. Такой демпинг наблюдается до сих пор.

В самом конце апреля стало известно, что Правительство Российской Федерации выпустило постановление, снова повышающее утилизационный сбор на некоторые классы грузовиков и спецтехнику с 1 июня 2024 года. Базовая ставка сбора останется прежней, 172 500 рублей, но изменятся повышающие коэффициенты. Мера затронет сегмент тяжелых самосвалов для бездорожья с двигателями от 200 до 650 л.  с. Сумма утильсбора составит 8,5 млн рублей. Существенного влияния на весь сегмент грузового транспорта это не окажет, но ввоз импортной крупнотоннажной техники станет менее выгодным, и компании будут вынуждены обратить внимание либо на подержанные самосвалы, либо на продукцию российских производителей.

Средний сегмент дошел до предела

За последние годы сегмент среднетоннажных грузовиков (5-12 тонн) показывает стабильность: основной объем продаж составляют надстройки, устанавливаемые на закупаемые шасси, приходящие из КНР. Продавцы приобретают и доставляют шасси, размещают заказы на российских предприятиях, изготавливающих надстройки (кузова, рефрижераторы, манипуляторы и т. д.), получают готовую технику и только потом реализуют. По данным компании «Газпромбанк Автолизинг», рост этого сегмента сдерживается тем фактором, что большинство отечественных предприятий сейчас работают с максимальной интенсивностью и просто не могут сократить время отгрузки готовых машин дилерам. В связи с этим средние сроки поставки среднетоннажной техники на российском рынке выросли до 3 месяцев.

Дальше – ​больше

Прогнозы на 2024 год пока осторожные, но большинство экспертов, в том числе и аналитики «Газпромбанк Автолизинга», сходятся во мнении, что второе полугодие будет лучше первого. Связана такая оценка все с той же ключевой ставкой: ее снижение спровоцирует рост активности как импортеров, так и лизинговых компаний. В целом, по итогам 2024 года продажи могут вырасти в пределах 10 %.

Ждем в 2024 году

Самыми популярными китайскими поставщиками грузовиков в Россию, как и ранее, остаются бренды Sitrak, Shacman, FAW, Foton, Howo и Dongfeng. Однако ассортимент уже скоро пополнится другими любопытными и потенциально успешными марками. Так, неплохие перспективы у грузовиков Sany –  сейчас начинаются поставки обновленной модели тягача D495A 4×2.

Лизинг – ​двигатель рынка

Около 70 % продаж на российском рынке грузовой техники приходится на лизинговые сделки. Один из главных трендов в этой отрасли в 2023 и в 2024 годах, это, несомненно, широкий выбор акций и спецпредложений, по которым можно приобрести китайские грузовики с существенными скидками. Кроме того, аналитики «Газпромбанк Автолизинга» отмечают рост популярности долгосрочных контрактов – ​вплоть до 7 лет. Такие сделки дают возможность клиентам лизинговых компаний снизить ежемесячные расходы на содержание техники до максимально комфортной суммы. Растет и востребованность программ для плавного старта в лизинге: в них условия договоров позволяют сначала вносить небольшие суммы платежей, что удобно для многих сфер бизнеса. Крупные лизинговые компании, и «Газпромбанк Автолизинг» в том числе, предлагает большую свободу выбора опций в части финансирования и эффективно взаимодействует с поставщиками, что позволяет предлагать выгодные условия для покупателей, а значит, дает возможность бизнесу развиваться.