Карьерные самосвалы – техника особая, но достаточно востребованная. Потому что место их работы имеет отношение и к строительной отрасли, и к металлургической, и к добыче полезных ископаемых. И чтобы экономика развивалась, таких машин в стране должно быть много. Но не каждый автопроизводитель возьмется их делать, ведь такие автомобили должны работать в тяжелых условиях и обладать повышенной грузоподъемностью. Это позволяет им «таскать» много тонн скальной и обычной породы, проезжать, при необходимости, по дорогам общего пользования, оставаясь в габаритах.
Техника для работы в карьерах у нас в стране была представлена, в основном, импортными марками и белорусскими БелАЗами. Но последние – вообще особая категория машин. Не удивительно, что именно на «КАМАЗе», который имеет опыт выпуска грузовых автомобилей большой грузоподъемности, решили производить карьерные самосвалы. Летом 2020 года в научно-техническом центре Камского автомобильного завода разработали карьерный самосвал КАМАЗ‑65805, который стал первой моделью нового семейства карьерной техники с говорящим названием «Атлант». Грузоподъемность новинки составляла 60 тонн. Тем самым она практически приблизилась к нижней границе возможностей карьерных БелАЗов. Но при этом КАМАЗ получился более скоростным, с недефицитными комплектующими и более низкой стоимостью владения.
Осенью 2023 года на выставке COMTRANS Камский автомобильный завод представил новинку – карьерный самосвал-углевоз КАМАЗ‑4554 «Атлант 49». Этот грузовик стал третьей моделью семейства карьерных самосвалов «Атлант». Он планировался к производству уже в 2021 году, но известные события внесли свои коррективы в дорожную карту выпуска карьерной техники автозавода.