«За рулем» протестировал 6-тонный рефрижератор на электротяге JMC E820.
Электрические грузовики всё чаще появляются на наших улицах и в обзорах экспертов «За рулем», но китайский JMC E820 стоит особняком. Это не переделка из модели с двигателем внутреннего сгорания, а оригинальная конструкция, электромобиль с рождения.
Какие дивиденды это сулит и какие недостатки? Способен ли электрогрузовик составить конкуренцию грузовым автомобилям с ДВС при городских перевозках? Узнаем на примере фургона-рефрижератора полной массой шесть тонн.
Везите молча
Размерами и отдачей электромотора E820 сопоставим с нашим Валдаем 8. Двигатель стоит у заднего моста и выдает 90 кВт и 420 ньютон-метров. Но поскольку весь крутящий момент у «электрички» доступен с самого начала движения, динамика ошеломляет – 60 км/ч набираются за шесть секунд!
Причем тяга почти не падает, когда машина загружена: я ездил загруженным почти полностью, с тремя тоннами груза. И JMC разгонялся настолько задорно, что у меня появились опасения за сохранность перевозимого товара! Не уверен, что такие динамические способности вообще уместны для среднетоннажника.
А еще ваше стремительное приближение может стать сюрпризом для окружающих. Едет-то грузовик бесшумно! Потому у Е820 даже есть функция «звука троллейбуса», то есть принудительного гула при движении.
Непередаваемые ощущения – ехать в тихой кабине, когда слышишь даже цоканье по асфальту застрявшего в задней спарке камушка. Нет дизельных вибраций и запаха, не говоря уж про то, что не нужно постоянно переключать передачи. Светлое будущее наступило!
Самая комфортная и эффективная скорость – 70–75 км/ч. Дальше дело портит аэродинамика: расход энергии растет и переваливает за 40 кВт·ч на 100 км. Если же держать крейсерские 70 км/ч, вполне достаточные для города, то полного заряда легко хватает на 250 км. Зарядка на «быстрой» станции занимает около часа.
Как и у любой «электрички», можно пользоваться рекуперацией, то есть подзарядкой батареи на торможении. Она не только полезна, но и удобна на больших спусках, где играет роль грузового ретардера.
Средняя стоимость одного кВт·ч на платных зарядных станциях – около 17 рублей.
На первый взгляд, электрический среднетоннажник очень выгоден. Даже если пользоваться платными зарядками, при годовом пробеге в 100 тысяч км на энергию уйдет меньше 700 тысяч рублей. Это почти в полтора раза меньше, чем у схожего дизельного грузовика Dongfeng C80.
И затраты на плановое обслуживания мизерные. Периодичность ТО – 40 тысяч км, и заключается оно в… замене салонного фильтра! Каждые 80 тысяч нужно менять тормозную жидкость. А каждые 100 тысяч проводится смена антифриза системы охлаждения и масла в заднем редукторе. Всё!
Однако цена электрического грузовика тоже выше. Если близкие по классу Валдай 8 или Dongfeng C80 стоят около 5 млн рублей, то JMC Е820 обойдется в 7,6 млн. Чтобы окупить разницу с китайским С80, потребуется около четырех с половиной лет. А для «выравнивания» с нашим Валдаем 8 – уже десять. Конечно, если пользоваться исключительно бесплатными зарядными станциями, то эти сроки можно сократить вдвое.