В 2025 году «Политранс» отметит своё 25-летие. Четверть века — достаточно большой период, наглядно показывающий, чего удалось добиться за это время. А результаты поистине достойные. Сегодня завод «Политранс» из небольшого города Челябинской области Южноуральска — один из ведущих российских разработчиков и производителей тяжеловозной прицепной техники. Она работает на многих значимых инфраструктурных проектах страны в нефтяной, газовой, энергетической, добывающей, строительной и других отраслях. Среди заказчиков — Газпром, ГК «Росатом», «Алроса», ПАО «Сургутнефтегаз», другие компании и корпорации.
В продуктовой линейке предприятия — свыше 2 тысяч модификаций техники. Из них наиболее востребованы 25–35 моделей в следующих направлениях: бортовые, низкорамные и высокорамные полуприцепы. Также среди достижений конструкторского отдела — модели универсальных полуприцепов-контейнеровозов и транспортные системы для перевозки экскаваторов.
Посмотрим, с чего всё начиналось и как удалось выйти на такой уровень.
Поставили на ноги старый завод
Производство полуприцепов «Политрансом» было основано в нулевые годы на базе Южноуральского ремонтно-механического завода, на тот момент уже пришедшего в запустение. Компания вывела предприятие из банкротства и вдохнула в него новую жизнь, сделав акцент на выпуске собственной продукции.
Постепенно «Политранс» вёл реновацию завода. Постелили полы на смену земляным, провели отопление (ранее в цехах жгли дрова), сделали ремонт в помещениях.
А когда с 2020 года завод вошёл в нацпроект «Производительность труда», в модернизацию и улучшение условий труда стали вкладывать сотни миллионов рублей — как за счёт собственных средств компании (включая годовую выручку), так и за счёт мер господдержки.
Как показало время, это того стоило: с введением санкций спрос на российскую технику вырос и выиграли те предприятия, которые успели сделать рывок и нарастить производство.
Японская философия кайдзен: идти путём непрерывных улучшений
Семён Мительман, учредитель завода, четыре года назад поставил задачу сделать «Политранс» лидером в своем сегменте. Руководитель внедряет в коллективе идеологию непрерывных улучшений в соответствии с философией кайдзен (путь «Тойоты»).
В числе принятых мер — техническое переоснащение производственных участков. Так, за три года заменили порядка 60% оборудования.
Из наиболее примечательного — установка роботизированного сварочного комплекса, спроектированного челябинской компанией «Техноробот». Среди его преимуществ — сварка без брызг и лазерная система сканирования заготовок, благодаря которой повышается точность позиционирования робота и, соответственно, качество и эстетичность сварных швов.
Помимо этого, модернизировали роботизированную линию плазменной резки профиля, внедрив новую систему измерений его геометрии. Производительность линии по ходовым позициям выросла в 2–3 раза. Также была приобретена установка лазерной резки, что позволило с высокой точностью резать металл толщиной до 70 мм. Для повышения качества сварных швов купили установку лазерной очистки металла и аппараты импульсной сварки.
Ещё среди интересных инициатив — «Зелёное машиностроение». Вокруг заводских помещений запланировали посадить столько деревьев, сколько работников трудится на предприятии. А в честь лучших высадят «именные» деревья — своеобразная доска почёта получится. Уже, кстати, посажено более сотни елей и сосен.
«Машиностроительное ателье»: разрабатываем продукцию под каждого клиента
Конкурентным преимуществом предприятия стал индивидуальный подход к заказчикам. Как говорит Семён Мительман, «Политранс» работает как ателье, только в машиностроении.
Один из последних примеров: по заказу АЗ «УРАЛ» для ралли «Шёлковый путь» создали два прицепа-тяжеловоза. Их уникальность в сложной раме, которая учитывает технологические особенности груза — раллийных грузовиков и запчастей. Также было важно уместиться в габариты: длина всего автопоезда не должна превышать 18 м, а высота груза — высоту тягача. Сделали специальные ниши для колёс, чтобы груз располагался ниже.
Кроме этого, конструкторский отдел создал импортозамещающие транспортные системы для перевозки гидравлических карьерных экскаваторов массой до 200 тонн. Их стоимость была снижена втрое в сравнении с зарубежными аналогами, а уровень локализации составил 95%.
Принцип работы устройства прост. Экскаватор заезжает траками на колёсную пару, выполняющую роль платформы, цепляется ковшом за самосвал, траки приподнимаются, и тягач везёт за собой экскаватор. Таким образом, время на перегон сокращается более чем в 2 раза. Снижаются затраты на топливо и ремонт ходовой части экскаватора, а срок её службы увеличивается в 2–3 раза.
Первыми заказчиками транспортных систем от «Политранса» стали ЮГК и «Алроса», компании по добыче золота и алмазов соответственно. А недавно их приобрела и группа компаний ПАО «Северсталь».
Коллектив вырос в 1,5 раза, а производство — вдвое. Подводим итоги
Приведём некоторые цифры, отражающие эффект от инноваций:
- Годовая выручка увеличилась в 3 раза по сравнению с периодом, когда начались преобразования (4 года назад), и достигла порядка 4,5 млрд руб.
- Коллектив вырос в 1,5 раза, а производство — вдвое. Так, сейчас завод выпускает порядка 120–150 единиц техники ежемесячно. Ещё в 2020 году эти цифры казались фантастическими.
- Инвестиции за 2020–2024 гг. составили почти 1 млрд руб.
Помимо этого, была внедрена система ЕRP для обеспечения дальнейшего повышения производительности и введены социальные программы для коллектива и учащихся.
Чтобы подчеркнуть изменения на предприятии, а также повышение качества продукции, в компании пересмотрели фирменный стиль. Так, был кардинально изменён привычный логотип, который использовался с 2000 года!
— Новый символ «Политранса» называется «Созидание»: в момент, когда происходит сцепка тягача и полуприцепа, созидательный труд многих людей начинает работать в единой связке, — пояснил Семён Мительман. И продолжил: — Также для тех, кто эксплуатирует нашу продукцию, мы с каждой машиной стали вкладывать подарочный комплект мерча в новом фирменном стиле: жилет, футболку, бейсболку, перчатки.
В завершение материала приведём планы на 2025 год, важные для заказчиков. Так, обновится сайт компании, где можно будет создать свой полуприцеп с помощью конструктора.
Также запланировано открытие сервисных центров в Ставрополе, Казани, Анадыре, Петропавловске-Камчатском, Благовещенске, Барнауле, Ростове-на-Дону, Иркутске, Якутске, Саратове, Магадане, Брянске и Краснодаре. Сейчас центры работают во Владивостоке, Красноярске, Челябинске, Братске (Иркутская область), Самаре, Москве и Сургуте.