В России в октябре было продано 13 246 грузовиков. В соответствии с данными агентства «Автостат», данный показатель на 28,8% превышает цифру прошлого месяца. При это 65% российского рынка занимают грузовые автомобили китайского производства.
Появление на российском рынке различных незнакомых брендов китайской грузовой техники и их последующая эксплуатация вызывают растущую обеспокоенность на множестве уровней — от транспортных компаний, использующих новые машины из Китая, до инженеров, таможенных органов и государственных чиновников, сообщает «Ридус».
В прошлом году в НИЦИАМТ ФГУП «НАМИ» были проведены испытания коммерческих автомобилей категории N3, произведенных в Китае, в рамках технического регламента Таможенного союза 018/2011. Результаты тестов, переданные во ФГУП «НАМИ» и Росстандарт, указывают на множество несоответствий по различным параметрам. Наиболее критичные проблемы связаны с правилами Европейской экономической комиссии ООН (едиными стандартами безопасности транспортных средств, воздействия на окружающую среду и производительности) № R13 и R79, касающимися тормозной системы и рулевого управления. Испытания продемонстрировали низкую эффективность торможения передней оси: тормозной путь автомобиля составил 47 метров вместо нормативных 34. Это может привести к серьезным последствиям на дороге.
Худшая управляемость грузовых авто китайского производства также может стать источником опасности: определены несоответствия нормативным требованиям по системе управления при неработающем усилителе руля и выполнении входа в поворот с радиусом 20 метров на скорости 10 км/ч. Также обнаружены нарушения в части усилия на рулевом колесе и несоответствия правилу подтверждения официального типа № 24-03, касающемуся систем впуска и выпуска (есть вопросы к показателям противодавления в этих системах).
Испытания выявили и нарушения в области пассивной безопасности, касающиеся правил R58 (задняя защита), R73 (боковая защита) и R61 (внешние выступы). Основные замечания связаны с несоответствием нормам геометрических размеров задней противоподкатной и боковой защиты, что создает риски при дорожно-транспортных происшествиях. Также в конструкции автомобилей обнаружены выступающие элементы, представляющие опасность для других участников дорожного движения.
Анализ выявленных нарушений показывает, что есть расхождения между сертифицированным типом транспортного средства (шасси) и фактически ввозимой различными способами и эксплуатируемой на территории России техникой. По факту в страну поступают грузовики, не соответствующие правилам ЕЭК ООН.
Чтобы решить эту проблему, был разработан проект изменений к Постановлению Правительства РФ № 1212 «О некоторых вопросах, связанных с введением в Российской Федерации электронного паспорта транспортного средства и электронного паспорта шасси транспортного средства» по введению процедуры идентификации ввозимой техники. Этот проект прошел публичное обсуждение и с 2023 года находится на стадии согласования.