Корпорация представила совместную разработку с ПАО «КАМАЗ» в рамках Международной конференции по водородной энергетике
АФК «Система» представила на Международной конференции по водородной энергетике, проходившей 23-24 октября 2024 года в Москве, совместную разработку с ПАО «КАМАЗ» — крупнейшим производителем тяжелых грузовых автомобилей в России, с которым корпорация подписала соглашение о сотрудничестве в начале текущего года. Научно-технологическое партнерство компаний предполагает создание серии изделий на водородном топливе.
Первым опытным образцом, который смогли увидеть участники конференции в ходе ознакомительного визита на площадку «Руднево» особой экономической зоны «Технополис Москва», стал экологически чистый грузовик «Чистогор» с силовой установкой на водороде, благодаря которой электромобиль грузоподъемностью свыше 20 тонн может проехать на одной заправке до 500 км. До конца года планируется протестировать прототип на полигоне, после чего беспилотная грузовая техника на водороде может появиться на дороге. Предполагается, что водородные грузовики будут оснащены блоками топливных элементов российского производства, которое планируется наладить уже в следующем году.
В рамках деловой программы конференции, организованной Национальным нефтегазовым форумом при поддержке Министерства промышленности и торговли РФ, Российского союза промышленников и предпринимателей и Евразийской экономической комиссии, обсуждался широкий круг актуальных вопросов, связанных с развитием водородной энергетики в России и мире: перспективные проекты и новые рынки, международное сотрудничество и научно-технологическая кооперация, партнерство государства, науки и бизнеса. По мнению выступавших экспертов, во многих областях водородных технологий Россия обладает научными компетенциями, не уступающими мировым, и у нее есть шанс стать поставщиком конкурентоспособных высокотехнологичных продуктов на рынке, который только еще формируется.
Так, в ходе сессии, посвященной перспективам использования водорода в транспортной отрасли, отмечалось, что производство грузовиков на водородных топливных элементах является сегодня одной из наиболее привлекательных ниш. Такие машины по сравнению с электрическими проходят значительно большие расстояния на одной заправке, процесс которой занимает не более 5-6 минут. В начале следующего года планируется увеличить целевой запас хода «Чистогора» на одной заправке до 1000 км и изготовить несколько экземпляров водородных грузовиков для сертификации и испытаний в реальных дорожных условиях.
«При получении энергии из водорода электрохимическом путем, когда сжигания топлива не происходит, значительно возрастает КПД, а вредные выбросы и тепловые загрязнения отсутствуют. Поэтому большинство авиа-, автопроизводителей, а также производителей водных судов, взявших курс на декарбонизацию, сейчас очень активно работают в этом направлении развития «зеленого» транспорта», — подчеркнул Юрий Добровольский, президент Центра водородных технологий АФК «Система».
На базе профильного R&D-центра АФК «Система» ведется разработка катализаторов, электролизеров, топливных элементов, систем накопления и хранения энергии, развиваются проекты в области водного, наземного и воздушного транспорта на водороде, в том числе для перевозки коммерческих грузов. В частности, был создан электрохимический генератор для одного из первых российских водородных судов, которое успешно испытали в акватории Невы совместно с судостроительным предприятием Emperium (входит в Sitronics Group). В перспективе данная разработка позволит значительно увеличить дальность хода электросудов
Совместно с ведущим инженерно-производственным холдингом в сфере разработки и производства авиационных систем и компонентов ведется работа над созданием гражданского беспилотного вертолета на водородном топливе с ЭХГ и электрическим двигателем мощностью 120-140 кВт. Это первый в мире проект по использованию водородных топливных элементов в беспилотной технике. Он направлен на улучшение летных и экологических характеристик вертолета. По мнению специалистов, главное преимущество энергоустановок на основе водородных топливных элементов заключается в высокой удельной энергоемкости и экологической безопасности.
«Беспилотные вертолеты с водородными топливными элементами могут стать незаменимыми для эксплуатации на Крайнем Севере, в Арктических и Антарктических регионах, где экстремально низкие температуры требуют от техники особой надежности и эффективности. Водород как топливо способен работать в таких условиях, обеспечивая транспортировку оборудования, а также проведение экологических и геологических исследований с минимальным воздействием на уникальные экосистемы этих регионов», — отметил Сергей Аникин, руководитель по разработке БАС Группы компаний «ИКАР».
Для опережающего развития отрасли одним из ключевых является кадровый вопрос. В целях подготовки необходимых специалистов при поддержке благотворительного фонда АФК «Система» была открыта вечерняя школа «Водородная энергетика» на базе МГТУ им. Н.Э. Баумана, которая за три года выпустила более 450 студентов, из которых 16 продолжили обучение в профильной магистратуре и аспирантуре, а также получили возможность трудоустройства в Центре водородных технологий АФК «Система».