Объём рынка новых грузовых автомобилей с начала этого года по август составил 84 003 единицы. Это на 9% меньше уровня аналогичного периода 2023 года. Такие данные привели в агентстве «Автостат Инфо», проанализировав количество регистраций новых транспортных средств для перевозки грузов.
Рынок новых грузовиков
Что касается расстановки сил между отечественными и иностранными производителями, то в общей массе сохраняется статус-кво. Продукция зарубежных вендоров занимает 69% по итогам 8 месяцев 2024 года, а в прошлом году этот показатель был на уровне 65%.
«Главными трендами на рынке новых грузовиков стали следующие явления. Во-первых, активнейшее проникновение на наш рынок китайских производителей (доля в августе 2024 г. ― 67,5%, а за 8 месяцев ― 62,8%; впрочем, пик был уже пройден в 2023 году), прежде всего, магистральных тягачей и строительных самосвалов. Так, в августе китайская марка Sitrak смогла даже опередить многолетнего лидера ― отечественный КАМАЗ (1,73 тыс. против 1,69 тыс.).
Во-вторых, уход брендов «большой европейской семёрки» (DAF, Iveco, MAN, Mercedes-Benz, Renault, Scania и Volvo), которые фактически уступили свою долю рынка китайцам.
В-третьих, активное наращивание выпуска среднетоннажных моделей («антиплатоновских», т. е. не подпадающих под систему по сбору дорожных сборов «Платон»), например «Валдай Next» и КАМАЗ «Компас» и др., а также китайских аналогов; антисанкционных магистральных тягачей и полноприводных шасси, например КамАЗ 54901, «Валдай 45», АМТ, Altai и т. д.», ― прокомментировал ситуацию аналитик «Автостат Инфо» Александр Климнов.
Лидирует на рынке Камский автозавод с 14 573 регистрациями. В модельном ряду наиболее востребованы полноприводные 43118: их передали клиентам в количестве 3 050 машин. Далее следует техника семейства К5: шасси и тягачи 5490 ― 2 452 авто, КамАЗ 4308 ― 1 434 машины, модель 65115 ― 1 297 единиц и 43253 ― 551 авто.
Второе место — у дилеров бренда Sitrak, реализовавших с января по август 13 815 машин. Наибольшим спросом пользовались тягачи C7h (4×2), которых отгрузили в количестве
9 504 ед. Свою лепту внесли и продажи тягачей и самосвалов C7h (6×4), число их регистраций составило 3 058 штук, а также тяжёлой техники с колёсной формулой 8х4 ― 1 238 ед.
На третьем месте ― китайский бренд Shaanxi (Shacman). Дистрибьютор за первые 8 месяцев отчитался о 10 544 проданных грузовиках. Большая часть реализации пришлась на самосвалы SX331 с колёсной формулой 8х4 ― 3 499 машин. Модель SX325 (6х4) разошлась в количестве 2 677 штук, SX 425 (6х4) ― 1 888 самосвалов, SX418 (4х2) ― 1 731 авто.
FAW занимает четвёртую строчку с 8 025 переданными клиентам грузовиками. На эту позицию бренд вывели 3 398 проданных машин модели J6 с колёсной формулой 6×4 и 2 992 тягача J7 (4×2).
На пятом месте закрепился Dongfeng с показателем в 6 164 реализованных грузовика, 4 155 из которых относятся к серии DFH.
Следом идёт «Группа ГАЗ», чья торговая сеть выписала для потребителей 4 884 машины. 3 876 из них ― это модель «ГАЗон Next» и 282 авто ― «Валдай 45».
Howo, ещё один бренд, принадлежащий производителю грузовиков Sitrak, оказался на седьмом месте с 4 162 авто. В модельном ряду клиенты выбирали модель T5G с разными вариантами колёсных баз: 961 шасси в версии 8х4, 923 машины в версии 6х4 и 875 ― в вариации 4×2.
3 761 шасси с различными надстройками вывели Минский автозавод на восьмое место. В числе востребованных оказались шасси 6312 (6х4) ― 945 машин и самосвалы 6501 (6х4) ― 659 единиц.
За дружественной Беларусью следует Foton с 2 847 поставленными на учёт грузовиками. Из них 1 785 относятся к серии Auman и 199 ― к Aumark.
С небольшим отрывом замыкает десятку лидеров продаж бренд JAC. За 8 месяцев этого года дилеры передали в пользование потребителям 2 820 грузовых машин. 857 единиц ― модель N90.
«За август падение продаж новых грузовиков составило 34%, до 11,1 тыс., а за январь–август ― минус 20%, до 84 тыс. Прошлый 2023 год стал рекордным по закупкам новых грузовиков (144,2 тыс., +70%), так что в 2024 г. продажи пошли вниз, так как перевозчики столкнулись с переизбытком подвижного состава при остром дефиците водителей. Кроме того, продажи грузовиков отражают динамику в сегменте логистики и (косвенно) промышленного производства.
Последствием этого могут быть весьма серьёзные проблемы и у продавцов, и у производителей, и у перевозчиков, так как цены на новые машины выросли настолько, что многие из них не смогут осуществлять лизинговые платежи буквально через квартал, ведь доходы по перевозкам снизились.
При дальнейшем росте ключевой ставки ЦБ на 2 п. п. это приведёт к подорожанию как новых машин, так и кредитов и лизинга, причём льготного кредитования и лизинга на вторую половину нынешнего года не предусмотрено. К тому же с 1 октября 2024 г. и с 1 января 2025 г. будет последовательно повышаться утильсбор.
Отсюда конец нынешнего года может быть более провальным, чем пессимистический сценарий, предполагающий, что в нынешнем году будет реализовано ~124,3 тыс. грузовиков. По среднему варианту продажи составят 128,4 тыс., а по оптимистическому ― 132,5 тыс.», ― дал прогноз Александр Климнов.
Рынок б/у грузовиков
Вторичный рынок оказался активнее нового: число перерегистраций грузовиков составило 194 763. Впрочем, в сравнении с первыми 8 месяцами прошлого года, этот показатель оказался меньше на 11%. Что касается соотношения иностранных и отечественных производителей, тут всё ближе к равенству ― 53 к 47%.
Бесспорное лидерство у продукции Камского автогиганта: 49 816 подержанных грузовиков перешли из рук в руки. Чаще всего владельцы избавлялись от моделей КамАЗ 65115, 5490, 43118, 6520, 5320, 55111, 53215 и 65117.
На втором месте по объёму перерегистраций ― грузовики Горьковского автозавода, 17 943 машины. Третью строчку занимают машины Минского автозавода ―12 044 единицы.
Далее в рейтинге востребованных на вторичном рынке грузовиков идёт практически вся «европейская большая семёрка», перемежаемая японскими Isuzu, Hino, Fuso, Nissan и Mazda, отечественными ЗИЛ, «Урал» и АМТ, а также китайскими брендами.
«Рынок подержанных грузовиков в августе сократился на 5% (до 24,2 тыс.), а за 8 месяцев ― на 10% (до 194,7 тыс.), однако в ближайшей перспективе может вновь резко вырасти, так как автоперевозчики начинают избавляться уже и от парков китайских машин, которые были закуплены в 2002-2023 гг.
Пока позиции „китайцев” на рынке грузовиков с пробегом гораздо слабее „европейцев” и отечественных марок (включая МАЗ). Так, Shaanxi, занимает только 9-е место с 831 авто и 6,4 тыс. за 8 месяцев. А более-менее раскрученные „китайцы” занимают места во второй десятке рейтинга», ― пояснил Александр Климнов.
По его прогнозу, если положение транспортных и строительных компаний ухудшится, рынок подержанных грузовиков снова может вернуться к росту, хотя владельцы и будут заинтересованы в продлении срока службы подвижного состава.