За последние пару лет мы уже привыкли к засилью машин из Поднебесной. На рынке новых автомобилей главенствуют, по сути, китайские кроссоверы и модели АвтоВАЗа. Растёт доля китайцев и на «вторичке», хотя и не такими темпами, как на первичном рынке. При этом российские потребители всё ещё со скепсисом относятся к качеству автомобилей от наших нынешних «восточных партнёров»
И, к сожалению, этот скепсис зачастую отнюдь не беспочвенный, а вопросы к надёжности китайских автомобилей возникают с завидной регулярностью. Практически такая же ситуация доминирования китайской техники сложилась и на российском рынке грузовиков, ведь машины «Большой европейской семёрки» производителей грузовиков покинули наш рынок. Мы решили выяснить, преследуют ли китайские коммерческие автомобили те же проблемы, что и их легковых «земляков».
Грузовики на первый взгляд не сильно отличаются от легковушек. Основные узлы и агрегаты у них, по сути, схожи, но, в отличие от «гражданской» техники, в коммерческом автомобиле мотор, коробка и силовая линия призваны работать в условиях повышенных нагрузок, а ресурс основных узлов измеряется сотнями тысяч, а иногда и миллионами километров. Естественно, когда в агрегаты закладывается такой ресурс надёжности, их стоимость не идёт ни в какое сравнение с обычными узлами легкового автомобиля, а цена ремонта порой достигает миллионов рублей.
Ни одному владельцу предприятия или частному грузовому «извозчику» не захочется вкладывать такие суммы в то, что изначально, напротив, должно зарабатывать для него деньги. Надёжность агрегатов в коммерческом сегменте имеет особое значение, ведь иногда даже не ремонт, а обычный простой техники может стоить гораздо больше, чем сама машина.
Об этом прекрасно знают в компании «Механика», к специалистам которой мы и приехали, чтобы поднять животрепещущую тему надёжности китайских грузовых силовых агрегатов. Тем более что к ним как раз поступил на диагностику двигатель Weichai WP13.550E501 объёмом 13 литров, который ставится на большое количество грузовиков китайских марок и не только. Изученный нами мотор трудился под кабиной популярной нынче на наших дорогах модели Shacman X2000, а на сервис ему пришлось отправиться после того, как в компании, эксплуатирующей эту машину, обнаружили течь масла из сапуна из-за переизбытка картерных газов. Вместе со специалистами «Механики» мы решили выяснить, в чём проблема в данном конкретном случае, а параллельно — оценить качество и надёжность популярного мотора.
Стоит отметить, что указанную проблему можно с уверенностью назвать системной для этого двигателя: в автопарке компании, которая привезла его на диагностику, подобных машин много, и схожие симптомы проявляются на многих из них. Важно напомнить, почему эта проблема так критична.
Дело в том, что особенностью конструкции двигателя Weichai WP13.550E501 является наличие только одного датчика давления масла и отсутствие датчика картерных газов (в то время как на моторах Volvo, например, он стоит). Это может привести к печальным последствиям для мотора.
По мнению специалистов «Механики», изученный нами двигатель не адаптирован к работе на самосвалах, так как эта техника работает в отличных от тягачей режимах. Мотор испытывает повышенные нагрузки при работе в карьерах, на строительных площадках, при строительстве инфраструктурных объектов и т.д. Регулярное движение на подъёмах и спусках, особенно в отсутствие асфальтового покрытия, выводит двигатель в экстремальные рабочие режимы. А для этого он должен иметь как минимум иные настройки работы топливной аппаратуры. В нашем случае о некорректной работе топливной аппаратуры говорят тепловые «прихваты» на юбке поршня (подробнее об этом ниже), а как следствие — появление избыточных картерных газов.
Сам факт наличия такой проблемы и её системность уже являются первым подтверждением тезиса о сомнительном качестве китайских моторов, ведь двигатель, который поступил на диагностику, был выпущен в 2022 году, а автомобиль, на котором он стоял, прошел всего 150 тыс. км. То есть возраст мотора, по грузовым меркам, ещё даже не подростковый, а проблема у него — уже как у ветерана труда! И она оказалась отнюдь не единственной из тех, что были выявлены специалистами «Механики».
Первая серьёзная угроза длительной и счастливой жизни мотора была обнаружена практически сразу: в блоке цилиндров, помимо следов естественного износа, найдены продольные повреждения от попадания стружки, а несколько опор значительно повреждены провернутыми вкладышами. И здесь надо отметить, что если прислушиваться к требованиям самого производителя этих моторов, то при таких повреждениях ни о каком ремонте речь идти не может: только замена блока цилиндров с соответствующими масштабу проблемы затратами!
Поршни с явными следами износа
Далее мы проанализировали состояние поршней и вновь пришли к неутешительным выводам: были обнаружены многочисленные вкрапления продуктов износа на юбке, а также износ верхней канавки под компрессионное кольцо. Состояние коленчатого вала также не сулит хороших новостей хозяину грузовика: наблюдаются значительные растрескивания повреждённых шеек. Для грузовиков прежних поколений это не было бы серьёзной проблемой, но исследуемый нами Weichai — двигатель современный, с азотированной поверхностью шеек коленвала, а это значит, что его нельзя перешлифовать в ремонтный размер. Единственное решение — покупка нового коленчатого вала.
Коленчатый вал с азотированной поверхностью нельзя шлифовать — только замена
Промежуточная шестерня также подверглась значительному вкраплению во втулку продуктов износа. Примерно таким же воздействиям подверглись и «рокеры», которые также не смогут выполнять свои функции без глубокого восстановления.
Вкрапления продуктов износа на промежуточной шестерне
И это только самые серьёзные проблемы, которые удалось обнаружить после дефектовочных работ. «По мелочи» к мотору возникло ещё множество вопросов вроде коррозионных повреждений и местных короблений некоторых элементов, а также следов попадания в масляный насос инородных элементов, невымываемой стружки в теплообменнике, значительных растрескиваний на рабочей поверхности маховика и многого другого.
Наш вердикт
На первый взгляд любой коммерческий транспорт принято оценивать не столько с точки зрения надёжности, сколько с точки зрения ремонтопригодности. Однако вряд ли покупатель изученного нами грузовика планировал серьёзно вкладываться в его ремонт на пробеге всего лишь 150 тыс. км, ведь в некоторых компаниях их можно накатать и за полгода неспешной работы. Даже без точных подсчётов нетрудно догадаться, что ремонт агрегата с учётом узлов, которые придётся просто менять целиком, обойдётся в сумму, приближенную к стоимости покупки нового контрактного мотора.
Но в данном вопросе важно понимать, что сам по себе термин «качественный грузовой мотор» на 99% зависит от качественного и своевременного технического обслуживания. Как отмечают сами специалисты компании «Механика», китайские грузовики потому и гораздо дешевле европейских аналогов, что запас прочности у них гораздо меньше. Там, где представитель «Большой семёрки» стерпит издевательства в виде редкой замены масла и использования некачественных ГСМ, китайский грузовик откажется функционировать и отплатит не самому заботливому хозяину многомиллионной поломкой.