Продажи грузовых автомобилей сократились на 5,2% до 71,9 тыс. штук за прошедшие 7 месяцев 2024-го. КАМАЗ ожидает падения рынка на 15−22% по итогам года. Рост продаж из-за ожидания повышения утильсбора не прогнозируется, сообщает «Коммерсантъ».
Отмечается, что темпы падения рынка тяжелых грузовиков растут. В первом полугодии продажи снижались на 3,6%, а в июле и вовсе сократились на 13,3% год к году, составив 11,4 тыс. штук.
На КАМАЗе отметили, что прогнозируют продажу 105−115 тыс. грузовиков к концу года, что меньше на 15−22% рекордного результата 2023-го (135 тыс. штук). По словам представителей концерна, «возможны и более негативные сценарии из-за ставок и проблем на мировых биржах». Несмотря на текущие оценки, рынок «в любом случае будет одним из лучших» за последнее десятилетие.
Также автогигант ожидает повышения спроса перед 1 октября, когда в стране может подняться утильсбор на грузовики. Прогноз экспертов в то же время говорит о продаже грузовиков в 110−130 тыс. штук по итогам года, в том числе сегмента тяжелых грузовиков массой от 16 т до 95−115 тыс. штук.
По словам директора дивизиона «Автодом Вешки» Ильи Молчанова, на рынок грузовиков влияют курс юаня, ставка ЦБ, прямые и косвенные налоги. Он также полагает, что ожидаемое повышение утильсбора на коммерческий транспорт примерно на 1 млн рублей (седельные тягачи) приведет к активизации спроса, но в итоге рынок может показать откат ниже показателей прошлого года.
В июле минпромторг предложил ввести долгосрочную шкалу индексации утильсбора на автотехнику и прицепы до 2030-го. Уже в этом году ставку могут разово повысить на 70−85% с повышением на 10−20% каждый последующий год. При этом в министерстве заверяют, что это не приведет к росту цен на автомобили и спецтехнику российского производства.