На фоне санкций сроки поставки запасных частей к европейским грузовикам значительно выросли. Детали ушедших из РФ брендов везут через третьи страны, но ожидание затягивается из-за задержек на таможне и препятствий в отправке на стороне автопроизводителей, проблемами с платежами.
Перевозчики говорят об увеличении сроков, о росте очередей большегрузов на СТО и увеличении сроков ремонта. Дилеры объясняют снижение пропускной способности ремзоны переходом в мультибрендовый формат и сложностями с поддержанием ассортимента запасных частей. Действительно, в России значительно выросли сроки ожидания импортных автозапчастей в условиях санкций — они стали достигать шести месяцев. Такие случаи отмечают как официальные дилеры, так и независимые СТО.
«Ситуация с логистикой такова, что сроки поставок запчастей составляют от двух недель до шести месяцев. Это связано с невозможностью прямых поставок из Европы и необходимостью везти через дружественные нам страны. А некоторые позиции в принципе больше не доступны для заказа из-за попадания в категорию товаров двойного назначения»,
— объясняет Юрий Желунов, генеральный директор компании «ААА Траксервис», официального дилера MAN, Sitrak, Howo, Isuzu, Ambertruck.
«Спрос на запасные части для коммерческого транспорта и спецтехники заметно увеличился по сравнению с докризисным периодом. Это связано с тем, что клиенты, владеющие крупными парками техники, планируют свою производственную деятельность наперед. Вследствие увеличенных сроков импорта запасных частей компании стремятся наращивать собственные складские запасы», - говорит Андрей Билоус, коммерческий директор ООО «ЕТС Трейд» (входит в ГК «ЕвроТехСервис»).
В компании Stalogistic подтверждают увеличение сроков поставки запчастей и связывают с ограничениями со стороны недружественных стран. «Сроки доставки у большинства компаний выросли на 50 % по сравнению с докризисными. В большей степени это связано с ограничениями со стороны недружественных стран», — говорит Эдуард Рычков, руководитель отдела развития Stalogistic в Центральной Азии. По его словам, главная сложность сегодня — это запреты на поставку на российский рынок целого ряда номенклатур, разрешенных к ввозу в Россию, но имеющих коды ТН ВЭД, распространяющиеся и на товары двойного назначения. «Стоит отметить, что к данному перечню можно отнести практически все: от пластика до редких элементов», — уточнил эксперт.
В компании BWG объясняют изменение сроков поставки запчастей из Европы логистическими особенностями и построением новых каналов ввоза. «При импорте комплектующих мы не сталкиваемся с какими-либо сложностями. Однако из-за перестроения каналов поставки на работу влияют удлиненные сроки доставки запчастей», — ответил «Автопарку» Максим Неповинный, руководитель отдела продуктовой аналитики и ценообразования BWG.
А вот как прокомментировал ситуацию Андрей Билоус:
«Ранее мы напрямую импортировали запасные части из Европы, заключая контракты с производителями. Однако из-за изменения логистических цепочек и увеличения количества звеньев в них, сроки поставок увеличились в несколько раз. Сегодня комплектующие приходится ждать от 60 до 90 календарных дней — что в 2-3 раза превышает срок до 2022 года».
По словам Андрея Билоуса, импорт запчастей из Европы в Россию сегодня осложнен целым рядом проблем. Первая касается ввоза товара в страну. В «ЕТС Трейд» зарубежных производителей условно делят на две категории: для одних в приоритете будут деловые отношения, для других — политическая солидарность с западными странами. Компании из первой группы стабильно отгружают товар посредникам, даже если понимают, что конечным его потребителем является Россия. Вторая категория производителей, наоборот, поддерживает введенные по отношению к нашей стране санкции и всеми доступными способами контролирует, чтобы товар ни в коем случае не попал в Россию, даже через третьи страны. Взаимодействие с такими поставщиками осложняется тем, что запчасти приходится ввозить порционно, дробя общую потребность и размазывая ее во времени, поскольку если такая компания зафиксирует резкий и немотивированный рост спроса на запчасти в одной из дружественных стран, то с ее стороны может быть проведен выездной аудит, который грозит посреднику отзывом дистрибьюторского статуса и аннулированием контракта. Еще одна сложность связана с проведением оплаты и ограничениями, наложенными на российские банковские системы. «В целом, из-за геополитической нестабильности и стремления западных стран контролировать соблюдение санкционных ограничений, изменения сегодня происходят довольно часто, и мы вынуждены оперативно на них реагировать: менять каналы импорта или схемы передачи денежных средств», — говорит Андрей Билоус.