Анализ рынка новых грузовых автомобилей показывает, что российские производители тяжелой техники постепенно сдают свои позиции. Например, результаты КамАЗа за январь – апрель 2023 года оказались на 12,8% хуже, чем за аналогичный период 2022-го. Позиции производителя грузовиков из Набережных Челнов серьезно пошатнули введенные весной прошлого года санкции и связанный с этим разрыв отношений (по инициативе немецкой стороны) с компанией Daimler Truck. В результате первый магистральный тягач КамАЗ-54901 поколения К5 (в его основе лежит грузовик Mercedes-Benz Actros), собранный без использования комплектующих из недружественных стран, сошел с конвейера завода только в начале февраля этого года.
Другие отечественные производители коммерческой техники, несмотря на общий рост рынка грузовиков, также демонстрируют отрицательную динамику. У ГАЗа по сравнению с первыми четырьмя месяцами прошлого года отмечается снижение продаж на 13,1%, а у «Урала» они упали сразу на 46,4%.
На этом фоне производители из КНР активно наращивают объемы продаж своей техники. К примеру, JAC увеличил их на 77%, Howo «вырос» в 2,4 раза, Shaanxi — в 3,4, а FAW — в 9,3 раза. Рекордсменом стала марка Sitrak: если за четыре месяца прошлого года грузовики этого автопроизводителя пробрели всего 34 покупателя, то в этом году продажи выросли сразу в 180 раз. Таким образом, китайские бренды, реализовавшие с начала года в общей сложности чуть более 21 тыс. грузовиков, обогнали отечественных производителей тяжелой техники (в сумме 15,1 тыс. грузовиков с учетом 2000 машин белорусского МАЗа) почти в 1,5 раза.
Так называемая европейская семерка производителей грузовиков (бренды Scania, MAN, Mercedes-Benz, Volvo, Renault, Iveco и DAF) покинула российский рынок в полном составе. Соответственно, резко (на 44–85% в зависимости от марки) упали и продажи их моделей в нашей стране. Дилеры реализуют оставшиеся на складах грузовики, производство машин на российских заводах этих компаний, как и поставки новой техники из-за рубежа, остановлено.